Турбокомпрессоры в двигателях стали использоваться очень давно. Еще на заре полноценного массового автомобилестроения в 1911 году был запатентован принцип форсирования двигателя с помощью турбокомпрессора. В 20-е годы появились первые автомобили форсированные турбонаддувом. Но массовое использование турбокомпрессора ограничивалось технологичностью этого узла.
Суть классического турбокомпрессора довольно проста. Он представляет собой два колеса с лопатками, жестко соединенных между собой валом. Отработавшие газы, выходя из двигателя, вращают турбину, которая передает вращение через вал колесу компрессора. Он в свою очередь сжимает поступающий в двигатель воздух, давая возможность сжигать за один цикл больше топлива, производя, соответственно больше мощности. Для того, чтобы турбокомпрессор работал эффективно, он должен вращаться с очень высокой скоростью – до 200 000 об/мин. В начале прошлого века было немного технологий, которые могли изготовить колеса и валы с такой точностью, чтобы они могли вращаться с такой частотой.
Настоящим рассветом турбокомпрессоров стали 70-е и 80-е годы. Турбины захватили сначала мир гонок, а затем пришли и в повседневную жизнь. Особенно актуальными они стали на дизельных двигателях. С помощью турбонаддува литровая мощность была увеличена более чем в два раза, дизельные двигатели стали активно применяться на легковых автомобилях.
Турбины из чуда техники превратились в привычный механизм, который, как и двигатели периодически необходимо ремонтировать.
На сегодняшний день производство дизельных двигателей без турбокомпрессора официально считается нецелесообразным, и все больше бензиновых двигателей форсируется турбокомпрессорами. За ним – будущее «теплового» двигателестроения!
|