Москва в начале ХХ века стала городом-миллионником, но в Первопрестольной никак не могли решиться на использование трамвая в качестве общественного транспорта. Все европейские столицы, Киев, Севастополь, Витебск, Курск и Орел имели свои трамвайные линии, а вторая столица империи ходила на конной тяге.
Москва была не такая, как все. Первые упоминания об городском транспорте Москвы относятся к средине ХІХ века. Тогда на улицы города вышли большие повозки со скамейками для десятка пассажиров. Их назвали линейками, стоил такой транспорт недорого, в этом его плюс, но ездил со скоростью пешего хода – за что его полюбили неторопливые люди в возрасте и уличные торговки. Богатеи им пренебрегали, а бедным они, все равно, были не по-карману. Городской транспорт развивался, к 1870 году числилось 22 владельца линейного транспорта. Население города стремительно росло и к этому времени составляло 601 тысячу человек. Пригороды вливались в черту Москвы и линейки не справлялись со своим заданием. В 1872 году началось строительство конно-железной дороги и ко дню рождения Петра Великого пустили три ветки: две пассажирские шли от Брестского вокзала, а грузовая – от Курского до Кремля. Торжественное открытие конки состоялось в сентябре 1874 года.
Через два года была выстроена сеть линий общей протяженностью в 27 верст, еще через пять лет их протяженность составляла 33 версты. А до начала 1891 года конно-железная сеть имела длину 88 верст. Конки не были удобным транспортом для города на семи горах сами по себе, они не справлялись с перевозками увеличивающегося населения. И когда на смену лошадям пришло электричество, решили брать на вооружение трамвай конструкции Сименса. Такой транспорт представили публике в 1892 году, после чего Дума города думала еще шесть лет, пока Городское собрание не выдало разрешение на создание первой трамвайной линии от Бутырской заставы до Петровского парка. Купили первые вагоны и началось строительство трамвайной инфраструктуры: прокладывали рельсы, ставили столбы токоприемников, строили депо. Первый трамвай вышел на рейс 6 апреля 1899 года. Уже на следующий день вагоны пошли на маршруты. Билеты стоили 6 копеек, а трамваи были настолько внове, что на них приезжали просто посмотреть.
В 1904 году началось строительство электростанции для городского трамвая, но стачки и забастовки 1905 года приостановили работы, и строительство было остановлено. В 1907 году первая муниципальная электрическая станция начала работать и развитию трамвайных перевозок уже ничто не мешало.
За пять лет все конки перевели на электрическую тяговую силу, и трамвай стал господином города.
Источник: https://propuskmoskva.ru/propusk-mkad.html
|