Щели и зазоры в изделиях машиностроения подвержены наибольшему воздействию коррозии. Процессы интенсивной коррозии развиваются как в зазорах и щелях, предусмотренных конструкцией изделия, так и в зазорах и щелях, появляющихся в процессе эксплуатации детали. В процессе эксплуатации скопления грязи и пыли могут появиться между отслаивающимся лакокрасочным покрытием и поверхностью детали, между прокладкой и металлом, при недостаточной плотности соединения.
Окрашенные поверхности изделий машиностроения коррозионные разрушения чаще всего имеют в тех местах, где скапливается влага и инородные частицы, в недостаточно загерметизированных зазорах и щелях, под декоративными накладками.
Особенностью электрохимического разрушения металлов в щелях и зазорах является затрудненный доступ коррозионных агентов и пассиваторов из объема электролита в зазор и замедленный отвод из него продуктов реакций. При снижении концентрации кислорода на поверхности металла в зазоре образуются преимущественно двухвалентные соединения железа, которые не обладают защитными свойствами.
Установлено, что такие металлы как железо, цинк и алюминиевые сплавы системы Al-Zn-Mg-Cn корродируют в зазорах с меньшей скоростью, нежели вне зазоров. Процесс коррозии перечисленных сплавов определяется скоростью катодной реакции. В зазорах и щелях коррозионный эффект вызывается более продолжительным воздействием электролита, чем на открытой поверхности. У сплавов типа Х13, Х17, АМц, АМп разрушение в зазорах и щелях происходит более интенсивно, чем на поверхности, свободно омываемой электролитом. Эти сплавы корродируют с анодным контролем.
|