К сожалению, «медвежьих углов» в Коннектикуте маловато, так что понижающая передача не понадобилась, да американцам она, по большому счету, представляется явным излишеством. (Между прочим, 30 % покупателей «дакот» вообще предпочитают один ведущий мост.) Есть гигантский момент, 16- 17-дюймовые колеса, приличный клиренс и полный привод для SUV-ов ничего больше не надо, а кто мечтает о непролазных дебрях, может купить «Land Rover» или «Hummer». Но в этом случае водитель вместе с пассажирами должны забыть о приятной и необременительной езде по хайвеям глубинки и комфорте седана бизнес-класса в городе. И, откровенно говоря, в этом есть определенная «сермяжная правда».
На мой взгляд, «Dodge Durango» вполне может оказаться в России «своим парнем». У него и броский дизайн, и высочайший уровень комфорта, и могучий мотор (о грустном — цене, давайте не будем). Проблем же видится две. Во-первых. джип оснащен сложной электроникой: один компьютер управляет двигателем новейшего семейства «Magnum», другой — тормозной системой с отличной АБС, а третий — трансмиссией и вспомогательными системами, от дворников до внутреннего освещения с регулируемой яркостью в зависимости от времени суток. А во-вторых, это пресловутая детройтская сборка — уже приходилось слышать, что попавшие в Москву автомобили могли бы быть и получше. Впрочем, возможно, что эти машины были из ранних, еще сырых партий.
На американском рынке джипов с появлением модели «Dodge-Durango» сложилась несколько нервозная обстановка. В пяти ценовых группах за благосклонность покупателей сражаются 33 базовых модели с закрытыми кузовами «универсал» (трех- и пятидверными).
В одном из самых популярных ценовых секторов (условно назовем его полутяжелым — от 25 до 35 тыс. долларов) соревнуются восемь моделей: в большинстве 5-6-местные, 1800-2000-килограммовые (без нагрузки), с моторами мощностью 170-220 л.с. Лидировал здесь (до последнего времени) «Ford Explorer» (годовой объем продаж — 402 тыс. экземпляров). И вот в эту же группу ворвался «Dodge-Durango», пришедший на смену устаревшему джипу «Dodge-Ramcharger», который выпускался с 1987 г.
В салоне «Durango» — три ряда сидений, как в некоторых автомобилях высшей группы. Посадка пассажиров — более вертикальная, чем в салонах конкурентов, ближе к той, что принята на мини-вэнах. (Но, соответственно, в кузове образуется больше места для поклажи.) Автомобиль на 100-120 мм выше соперников и поэтому отчасти тяжелее — снаряженная масса лежит в пределах 2070-2150 кг.
Почему отчасти? Потому, что в «Durango» сошлись две тенденции, довольно типичные для американских джипов или SUV, по принятой за океаном терминологии (примерно соответствует определению «прогулочно-хозяйственная машина»). Эта модель создана на базе пикапа «Dacota», очень выносливого автомобиля с могучей лонжеронной рамой и приличным запасом прочности. В то же время конструирование кузова утилитарной в целом машины, какой является (и должен являться) джип, было выполнено с позиций и по образцу мини-вэна, автомобиля другого класса — очень комфортного, уютного, с бесчисленными вспомогательными устройствами, которые делают жизнь на колесах приятной и удобной.
Итак: вертикальная посадка, повышенный комфорт и набор из трех двигателей рабочим объемом 3908, 5210 и 5896 см^, мощностью соответственно 177, 237 и 250 л.с. Тем самым чуть более дешевой модели «Ford-Explorer» с похожим набором из трех моторов (162, 208 и 213 л.с.) брошен серьезный вызов. Более того, цена «Dodge» с 250-сильным двигателем почти равна цене «ChevTolet-Tahoe» (258 л.с.). Так что, как видите, в резерве у новой модели есть ряд существенных плюсов.
Но есть и минусы. «Durango» расходует на 10 — 20 % больше бензина, чем соперники, у модели больше радиус поворота, а рулевое колесо от упора до упора требует ни много ни мало 3,8 оборота.
Посмотрим более внимательно, что представляет собой «Durango»
Прежде всего обращает на себя внимание прочная лонжеронная рама коробчатого, а не швеллерного сечения с семью поперечинами. Передние колеса подвешены на четырех поперечных рычагах, причем нижние — не штампованные, а литые (наследство пикапа «Dacota»). Не забудем, что передние колеса — тоже ведущие и в очень тесном пространстве пружине с полуосью не разойтись. И на «Durango», как и на многих американских джипах, вместо пружины — торсион. Один конец его поворачивается вместе с осью переднего нижнего рычага подвески, другой закреплен в третьей, самой массивной поперечине рамы.
Подвеска же задних колес зависимая, на продольных рессорах. Нехитрая, казалось бы, конструкция, но... Рессора сбоку напоминает растянутую букву «S», а не «С», как обычно. На поворотах под действием возросшей нагрузки она распрямляется, становится чуть длиннее. Задний конец, подвешенный на сережке, смещается чуть назад и соответственно наружный (на повороте) конец заднего моста уходит тоже назад. Задний мост таким образом чуть-чуть разворачивается, помогая машине вписываться в поворот. Вот такая незаметная, на беглый взгляд, хитрость! Проявление, между прочим, не какого-то особо изощренного ума, а обычной инженерной образованности. Этот прием использовали многие европейские конструкторы еще в тридцатые годы. Приняли такое решение в корпорации «Chrysler» (изготавливающей «Dodge», «Chrysler», «Plymouth» и «Jeep») неспроста. При большой колесной базе (2940 мм) радиус поворота получился слишком большим и S-образная рессора сделала заднюю ось тоже чуть-чуть управляемой.
Громадный бензобак на 95 литров «поселен» под полом, где-то ниже левой подушки заднего сиденья. Топливный бак, коробку и переднюю подвеску предохраняют от повреждений защитные поддоны. Заметим, что дорожный просвет у «Durango» довольно приличный — 200 мм. (Это, конечно, не УАЗ-3151 с 300 мм, но — все же.)
Почти все американские джипы оснащаются четырехступенчатой автоматической коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой. Таким образом в распоряжении водителя — восемь ступеней изменения крутящего момента, обеспечивающих диапазон применения крутящего момента 10,8:1. (Напомним, что диапазон коробки и раздатки УАЗ-3141 равен 8,22.) У «Durango» — гидромеханическая коробка, следовательно, гидротрансформатор может увеличивать крутящий момент еще, как минимум, вдвое. Раздатка на американском джипе объединена с коробкой передач (а не установлена отдельно, как на «Ниве») и поэтому устранен источник вибрации. Но в раздатку, как на «Ниве», встроен межосевой дифференциал, сделанный «несимметричным»:передним ведущим колесам передается 48 % крутящего момента, задним — 52 %, соответственно, на них приходится и та же доля от веса полностью загруженного автомобиля. Кроме того, в раздатку встроена так называемая вискомуфта, которая перераспределяет крутящий момент между ведущими колесами в зависимости от их сцепления с дорогой.
По желанию заказчика «Dodge» поставляет свой джип либо с постоянным приводом «Select-Trac» на все колоса, либо с отключаемым приводом передних— «Command-Trac».
Кроме всех этих особенностей «Durango» не обошелся без АБС в приводе тормозов, алюминиевых горячештампованных колес, впрыска топлива с электронным управлением. И, конечно, у модели все современные атрибуты комфорта: электрические стеклоподъемники, кондиционер, девять гнезд для стаканов (восемь человек и одна собака!), наружные зеркала заднего вида размером 230x150 мм.
При сложенном третьем ряде сидений можно перевозить груз объемом 2,54 м^, а уложив второй ряд дополнительно добавить еще 1,53 м^ поклажи. В сумме образуется 4 м^ — содержимое багажников шести «волг«.
И самое главное, в Америке «Dodge- Durango» стоит в зависимости от выбранного двигателя и дополнительного оборудования от 26,6 до 31,5 тыс. долларов. Пятидверный «Ford- Explorer» укладывается в ценовую вилку 20,5 — 35,5 тыс. долларов. Пятидверный же «Chevolet-Tahoe» — в 24 — 32,5 тыс. долларов. Другие конкуренты этой многообещающей модели на рынке США: «Mercedes- Benz-ML320» (34 тыс.), «Infiniti QX» (36 тыс.) и «Mitsubishi-Montero» (30 тыс.). Как видим, «Durango» вполне может всем успешно противостоять, и только «Ford-Explorer» по-прежнему остается крепким орешком. И тем не менее совершенно очевидно — появился новый претендент на лидерство.
Почему теперь названия автом^^я^Йаю^ШВрр'"®^^ в компьютеры, а не люди? Да потому, что красивые незапатентованные слова кончились. И первыми разобрали все «зверье» — специалисты по маркетингу сейчас от безысходности даже гадюку и скорпиона «оприходовали». А ведь были, были золотые времена для крупных «хищников». Правда, из всего изобилия автофауны нас в наступившем в феврале (по восточному календарю) году Огненного тигра будет интересовать прежде всего механическое семейство кошачьих.
Безусловно, символ нового 1998 года — «Оре1 Tigra». Но об этой великолепной спортивной машине, выпускающейся с 1993 г., разговор особый. Сегодня у нас в гостях «тигры», хотя и ставшие достоянием истории, но оставившие там заметный и яркий след.
Первооткрывателем тигриной галереи можно считать образцово- показательный так называемый «надувной автомобиль» («ЬиЫ1е- саг»). Эти машины получили широкое распространение в бедной послевоенной Европе. Оказавшийся у разбитого корыта «МеввегвсГппШ:», которому даже сохранившиеся мощности в Регенсбурге запрещено было использовать по прямому — авиационному — назначению, перебивался с хлеба на воду. И тут конструктора Фрица Френда вдруг осенило. Как герой братьев Стругацких, вынашивавший «мечту бескрылую, приземленную», он трансформировал имевшиеся в избытке заготовки, части фюзеляжа и некоторые другие детали для истребителя «Ме-109» в кузов «кабинепроллера» — «катящейся кабины». Дебютировавший в Женеве'53 «Messerschmitt KR 175» действительно мог украсить собой кунсткамеру НИИЧАВО из знаменитого «Понедельника...».
Пассажиры в цилиндрическом кузове. закрывавшемся прозрачным целлулоидным фонарем, сидели друг за другом. Передние колеса управлялись самолетным штурвалом, а расположенная перед задним ведущим колесом одноцилиндровая «воздушна» с принудительным охлаждением «Засйв» развивала 9 л.с. при 175 см^ рабочего объема. Этого вполне хватало для достижения 60 км/ч. На конкурсе уродцев машинка смело могла рассчитывать на Гран-при, однако ездила не так уж и плохо — до 1955 г. было продано 16 668 штук, причем солидная партия попала аж в Мексику! А за неполный 56-й удалось реализовать почти 21 000 модифицированной «КБ 200», получившей телескопические амортизаторы, передачу заднего хода, расширенную переднюю колею и 200-кубовый 10-сильный двигатель, разгонявший модель до 100 км/ч.
Всего же по 1964 г. было выпущено свыше 65 000 автомобильчиков, получивших еще в 57-м и четырехколесную версию «Тг 500», то есть «Tiger». Говорят, что «Messerschmitt» сразу хотел назвать модель «тигром», но здравый смысл восторжествовал — есть тигры-альбиносы, тиг- ры-людоеды, в доисторическую эпоху жили саблезубые тигры, но тигров на трех лапах нет. Впрочем, что на трех, что на четырех колесах
немецкий «тигр» являлся жалким недоразумением и пошлой пародией на хозяина джунглей. Вот английский «хищник» — совсем другое дело.
|