В конце девяностых годов прошлого века toyota land cruiser 80 была мечтой, управлять которой хотели многие джиперы-путешественники. Но прошли годы, приоритеты поменялись, экспедиционеры пересели на машины посвежее, как вдруг... Разразился очередной кризис и старые, однако надежные «японцы» снова появились на стапелях внедорожных тюнингеров.
Не только экономические неурядицы, разрушающие сырьевую экономику нашего государства, заставляют джиперов вновь пройтись «по сусекам» популярных торговых онлайн-сервисов в поисках «живых» ветеранов автомобильно-внедорожного фронта. Большинство зарубежных производителей, когда-то прославившихся настоящими внедорожниками, на полной скорости катятся к асфальту, в угоду массовому спросу отказываясь от классической схемы: рама - неразрезные мосты - трансмиссия с понижающей передачей. Даже «наше все» УАЗ решил прекратить выпуск «Хантера», причем именно в тот момент, когда спрос на относительно «неубиваемые» дешевые внедрожники с доступными запчастями и возможностью ремонта в любом гараже повышается. Правда, рассматривать в качестве экспедиционника старого «козла» несколько самонадеянно, а вот UAZ Patriot - большой, рамный, мостовой и довольно комфортный - так и просится в дорогу. Одна беда - новый ульяновский внедорожник, несмотря на то что завод постоянно работает над качеством своей продукции, все еще способен внезапно развалиться в самом неподходящем месте. Конечно, хромающее качество можно победить самостоятельной «послепродажной подготовкой», попутно научившись из кучи бракованных деталей на прилавке магазина запчастей выбирать более-менее качественную, но как быть с моторами? Вернее, с отсутствием нормального двигателя, ведь те, что есть, не могут наделить тяжелый Patriot достойными тягово-скоростными характеристиками. Короче говоря, минусов в нашем автопроме все еще хватает, поэтому многие поневоле ищут альтернативу новому отечественному автомобилю среди подержанных иномарок. Даже те кто катается исключительно по городу и кому не предъявляет к своему авто высоких требований по надежности, предпочитают новым российским автомобилям б/у иномарки. Если взять примерно равные по цене новую Лада Гранта и подержанную Camry, при сравнении плюсов и минусов, безапеляционно выигрывает японка, помимо массы дополнительных опций, техническое обслуживание Toyota Camry требуется значительно реже, а при должном контроле и своевременной замене расходников риск серьезных поломок практически отсутствует.
БОГАТСТВО ВЫБОРА
Подержанная «восьмидесяти» не зря одной из первых попадает в поле зрения любителей отправиться за тридевять земель по плохим дорогам. К весьма крепким мостам у нее прилагается комфортная пружинная подвеска, а также мощные, неприхотливые бензиновые и дизельные двигатели с отличной низовой тягой. Можно выбирать между трансмиссиями Full Time и Part Time, задние мосты бывают с различными типами блокировок. Да и гниют «крузаки» не так интенсивно, как старые «патрули». Если хорошенько поискать, можно разжиться относительно целым по железу экземпляром, тогда приведение автомобиля в чувство ограничится восстановлением «уставших» агрегатов, причем, в отличие от российских внедорожников, раз вложившись в качественные запчасти, о ремонтах можно забыть надолго.
КЛИЕНТ СКОРЕЕ ЖИВ
Toyota Land Cruiser 80, восстановленная и подготовленная к дальним странствиям в компании KDT, приехала на первичный осмотр своим ходом. Экземпляр 1996 года выпуска, «по официальным данным» на одометре, наездил около 220 тысяч километров, но даже с учетом наверняка «скрученного» минимум вдвое пробега рядный шестицилиндровый бензиновый «милионник» 1FZ-F мощностью 190 л. с. не потребовал серьезного вмешательства. Самыми крупными вложениями в мотор оказались покупка за 20 ООО рублей нового карбюратора и замена сгнившего радиатора.
Трансмиссия Full Time с пятиступенчатой МКП «попросила» лишь углубленного ТО, а вот с мостами пришлось повозиться, зато после замены ступичных и редукторных подшипников, сальников и тормозных дисков к ним еще очень долго не будет претензий. К восстановительным работам можно отнести и окраску кузова защитным составом Raptor с частичной его разборкой, а также замену шрусов, рулевых наконечников и установку комплекта пружин и амортизаторов ОМЕ, обеспечивших «лифт-эффект» в 50 мм.
НИЧЕГО ЛИШНЕГО
В отличие от, например, LR Defender, TLC 80 - автомобиль самодостаточный, заниматься серьезным улучшением здесь в большинстве случаев нет необходимости, а потому и длинного рассказа о дополнительном оборудовании не будет. Внедорожные «лапти» Interco TSLThornbird 31x11 R16 (285/65 R1 б) смотрятся грозно, причем «тридцать первые» колеса не требуют вмешательства в штатную трансмиссию «восьмидесятки». Конструировать сложные защиты тоже не требуется - достаточно укрыть рулевые тяги, коробку и раздатку листами толстого алюминия.
От прежнего хозяина нынешнему владельцу «крузака» досталось «в подарок» газовое оборудование, причем баллон с газом очень удобно расположен на штатном месте запаски под днищем - он не выпирает и не «съедает» место в багажнике. В качестве обвеса использован стандартный набор KDT из стальных силовых бамперов и алюминиевых порогов плюс алюминиевые защитные дуги на передних крыльях и алюминиевый багажник с установленными на нем фарами рабочего освещения. Запаска переместилась из багажного отсека на калитку, в передний бампер встроили лебедку с тяговым усилием в 4500 кг. В машине появился стационарный компрессор -он отвечает не только за мощный пневмосигнал и подкачку колес, но также используется в пневмоприводе блокировки заднего моста производства ARB.
НЕТЯЖЕЛО
В прошлом году мне довелось посидеть за рулем подготовленной в KDT Toyota Land Cruiser 105 с турбированным собственными силами специалистов компании дизельным двигателем. Весь тест мне казалось, что я управляю мощным тяжелым танком. Очень близкая по агрегатной базе Toyota Land Cruiser 80 легче, немного меньше, и «танковых» ощущений от нее не остается. На трассе «восьмидесяти» довольно легко рулится, сохраняет неплохую курсовую устойчивость, а бензиновый мотор позволяет быстро «раскрутить» себя для совершения уверенных обгонов, так что претензии сводятся в основном к очень шумной внедорожной резине. Расход топлива на шоссе - около 20 литров 92 бензина. Многовато, но не стоит забывать, что любимый многими 4.2-литровый тойотовский дизель ест не меньше 14 литров дорогой солярки на сотню километров, а здесь «подарок» в виде газобалонного оборудования позволяет хорошенько сэконмить. Кстати, уместно заметить, что на дорогах бывшего СССР возможность заправиться газом будет не лишней - в том же Узбекистане, на пример, по моему опыту, «голубое топливо» достать гораздо легче, чем бензин, а тем более дизель.
МЯГКО СТЕЛЕТ
Большие тойотовские внедорожники очень комфортны на разбитом асфальте и грунтовке. TLC 80 не исключение, а благодаря обновленной подвеске с улучшенной энергоемкостью наша «восьмидесяти» практически не замечает ухабов небольшого внедорожного полигона. Удары даже от глубоких весенних промоин не передаются на руль, а при скоростном маневрировании не боишься перевернуться: центр тяжести довольно низкий, а поперечные крены умеренные. Загоняем «крузак» на земляной бортик, пытаясь вывесить заднее колесо - почти получается, но из-за огромных ходов подвески до полного вывешивания не хватает пары сантиметров. Покрутившись по «полигону», натыкаемся на крутой подъем, разъезженный квадроциклами. Попытаться его одолеть можно, но есть вероятность «сесть» на пороги. На всякий случай беру небольшой разгон и легко выскакиваю на вершину. Фотограф просит повторить упражнение. Легко! Позже, рассматривая фотографии, я обнаружил, что в некоторых «дублях» передние колеса отрывались от земли, но, находясь за рулем, я этого не заметил - тюнинговая подвеска отлично держит удар.
Ну а как с тягой на низах? Движок-то не дизельный. Заезжаем «поглубже» в колею, и я пытаюсь тронуться со второй пониженной передачи - получилось. Более того, и с третьей пониженной удалось стартовать, не играя сцеплением, так что и по тяге вопросы отпадают, освобождая место для размышлений о ценовой политике.
ПОЧЕМ ИГРУШКА?
Итак, «живую» Toyota Land Cruiser 80 можно найти по цене 350-500 тысяч рублей. Данный экземпляр достался нынешнему владельцу за 400 000 «деревянных». Еще около 200 000 рублей ушло на восстановление узлов и агрегатов. Дальнейшее - дело вкуса и глубины внедорожных «поползновений». Окраска защитным составом Raptor с частичной разборкой обошлась в 130 000 рублей, примерно 300 тысяч ушло на тюнинговую подвеску, блокировку и силовой обвес сего установкой. Суммарные расходы на приобретение и доводку составили около 1 миллиона 100 тысяч рублей, что сопоставимо с покупкой и доведением до ума нового «Патриота» (или даже меньше). В принципе, можно было бы и не идти дальше стандарта, ну разве что на подвеске не экономить и, потратив меньше миллиона, получить хоть и двадцатилетний, но очень дееспособный автомобиль, который долго будет радовать своего хозяина, а при аккуратном обращении и своевременном обслуживании - его детей и, возможно, внуков.
НА АВТОМОБИЛЬ УСТАНОВЛЕНО:
Газобалонное оборудование (газовый баллон под днищем на штатном месте запасного колеса) Комплект подвески (пружины и амортизаторы) ОМЕ Пневматическая 100 % блокировка заднего моста ARB Защита рулевых тяг, КПП, РК Колесные диски Off-road wheels Шины Interco TSLThornbird 31x11 R16 (285/65 R16) Стационарный компрессор + ресивер Передняя электрическая лебедка с тяговым усилием 4500 кг
- Передний бампер силовой (сталь) с площадкой для лебедки KDT
- Задний бампер силовой (сталь) с калиткой для запасного колеса KDT
- Интегрированные защитные дуги передних крыльев (алюминий) KDT
- Пороги силовые (алюминий) KDT
- Лестница (алюминий) KDT
- Багажник шестиопорный силовой (алюминий) KDT
- «Люстра» рабочего света
- Бокс багажный на крышу (пластиковый, герметичный) Шноркель Safari
|