Проекции колес многоопорных комплексов на вертикальную продольную плоскость, в принципе, могут перекрываться. Однако если рассматривать отдельно каждый ряд колесных опор, то к нему можно применить ту же терминологию и обозначения, что и к линейно-осевым компоновочным схемам.
Для условного обозначения (символьного кодирования) осевой формулы П.В. Аксеновым была предложена следующая система: цифрой обозначается количество явно сближенных колес, горизонтальной чертой — промежуток между тележками. Например, осевая формула 6-осного автомобиля со сближенными колесами второй и третьей, а также четвертой, пятой и шестой осей (считая от носа к корме) выглядит так: 1—2—3.
Эта схема хорошо согласуется с правилами кодирования облика, применяемыми при автоматизированном проектировании транспортных машин. Для согласования систем достаточно вместо горизонтальной линии обозначить просвет между тележками цифрой 0 и выделить осевую формулу как монокод.
При описании многоопорных систем нужно дополнить код индексом ряда. Кроме того, в некоторых рядах носовые колеса могут быть несколько сдвинуты назад. Если считать начальной линией перпендикуляр, проведенный через центр наиболее выдвинутого вперед колеса, то такое смещение также естественно кодируется цифрой 0. При таком подходе уже нет смысла разделять линейно-рядный и многоопорный комплексы. Достаточно условиться, что если осевая формула приводится для одного ряда (допустим, для первого), то имеется в виду ОХК линейно-осевого типа, поскольку многоосных колесных шасси велосипедного типа на практике не бывает. Во всех остальных случаях подразумевается многоопорный комплекс. Это существенно упрощает структурную схему признака, так как исключаются перекрещивающиеся связи.
Пример: продольная компоновочная схема ОХК первого звена многозвенного многоопорного транспортного средства (5-й признак), имеющего 3-рядную схему расположения модулей со сближенными крайними осями 4-опорного внешнего и 4-опорного внутреннего рядов и двумя сближенными опорами среднего ряда, размещенными вблизи центра платформы.
Признак «Способ управления маневром по курсу», или, как принято говорить, способ осуществления поворота при криволинейном движении ТС. Этот признак определяет принципиальные способы создания сил и моментов, вынуждающих шасси изменять траекторию движения.
|