Крупные автомобильные заводы в последние годы в изобилии расплодились по территории России, возникли даже целые производственные кластеры. В процессе подготовки своих сборочных цехов к работе иностранцам пришлось решать целый комплекс проблем, который неизбежно встает перед всяким, кто принял решение вести бизнес в России. Проблемы коррупции, налогов и локализации производства оставим в стороне. Поговорим о человеческом факторе.
Одним из тех плюсов, благодаря которым иностранцам и было разрешено открыть на территории страны сборочное производство, были рабочие места. И они действительно были созданы, однако тут же возникла логистическая проблема – почти все заводы располагались в пригородах крупных городов. Их транспортная доступность была на нуле. Поэтому потребовалась перевозка персонала – каждый день, туда и обратно. Самые крупные заводы – например, Форд под Всеволожском – вынуждены содержать целый парк автобусов, которые совершают регулярные рейсы, доставляя работников во все районы города. Причем эти рейсы осуществляются практически круглосуточно, поскольку работает завод в три смены.
Конечно, это – дополнительные, весьма серьезные затраты. Но с другой стороны, заводы сильно экономят на других накладных расходов, которые зачастую тяжелым бременем ложатся на плечи владельцев магазинов где-нибудь в центре. Надо сказать, что и самим рабочим такой вариант очень удобен – не надо толкаться в метро в час пик, можно просто сесть в комфортабельный автобус, откинуться на мягкое кресло и отдохнуть после тяжелого трудового дня.
Таким образом, перевозка сотрудников – это еще одна, довольно весомая, составная часть того социального пакета, в который многие особо"умные"кадровые службы включают лишь стабильность выплаты заработной платы. Многие, устав от постоянных путешествий по заполненному машинами городу, вполне сознательно в качестве места работы выбирают пригородный завод, который хотя и находится далеко, но дорога к которому быстра, комфортна и осуществляется за счет работодателя.
|