Население округа составляет 20, 4 млн. чел., или 14 % населения России. Средняя плотность мала — 4, 0 чел. на 1 км2. Из субъектов Сибирского федерального округа наименьшая средняя плотность в Красноярском крае — 1, 3 чел., наибольшая — в Кемеровской области — 31, 4 чел. Округ отличается высокой степенью урбанизации: 85, 3 % человек проживают в городах. В двух городах округа численность населения превышает 1 млн. чел. — Новосибирске (1426 млн. чел.) и Омске (1134 млн. чел.).
Транспортная система Сибирского федерального округа сочетает в себе все виды пассажирского транспорта, но роль и размещение их в разных частях региона очень различны.
На юге превалирующее значение имеет железнодорожный транспорт, проходят автомагистрали. В северных и вновь осваиваемых труднодоступных районах используются автодороги сезонной эксплуатации (автозимники), а в остальное время года — авиация и водный транспорт. Велика роль автомобильного транспорта в обеспечении пассажирских перевозок в межобластном и межрайонном сообщениях. Он обслуживает также местные перевозки между железнодорожными станциями, речными пристанями, населенными пунктами, осуществляет доставку рабочих в районы нефтедобычи, удаленные от транспортных магистралей.
Территориальная удаленность Сибирского федерального округа от центральных районов России определяет большое значение авиационного транспорта в обеспечении пассажирских перевозок (табл. 2. 16).
Железнодорожная сеть региона развита слабо. Эксплуатационная длина железнодорожных путей сообщения составляет 15 тыс. км, или 18 % общего протяжения российских железных дорог. Средняя плотность — 29 км на 10 тыс. км территории. Важнейшие магистрали, обеспечивающие перевозки в широтных направлениях: Транссибирская магистраль Главного сибирского хода (Челябинск—Владивосток), Среднесибирская (Кустанай—Барнаул). От Новосибирска через Барнаул на Семипалатинск проходит Туркестано-Сибирская магистраль. От основных железнодорожных направлений отходят небольшие линии, обслуживающие пассажиров в местном сообщении.
|