Первая железная дорога построена на территории Югославии в 1846 г. в Словении между городами Марибор и Любляна как составная часть железнодорожной магистрали Вена — Триест. В 1862 г. от этой дороги была проведена ветка Зидани-Мост — Загреб — Сисак для связи с судоходной Савой и перевозок зерна из аграрных придунайских районов в дефицитные хлебом альпийские области. Если не считать нескольких линий, ведущих через Динарские горы, а также савско-моравско-вардарскую магистраль международного значения, сеть железных дорог была сосредоточена главным образом на территории средне дунайской низменности. В горных районах преобладали узкоколейные пути.
После освобождения в период 1945—1968 гг. были построены и введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии общей протяженностью 2098 км (в том числе 133 км дорог узкой колеи). Особенно большое общественное и экономическое значение имеют линии Брчко — Бановичи (89 км)г Шамац — Сараево (242 км) и Баня-Лука — Добой (97 км),. построенные югославской молодежью. Заново были сооружены такие железные дороги с колеей нормальной ширины и еще несколько небольших по протяженности веток, играющих тем не менее существенную роль в железнодорожных перевозках (например, Подлугови — Бреза протяженностью 6 км). В 1960 г. открыта и пущена в эксплуатацию железная дорога Бар — Титоград (56 км), являющаяся первым этапом сооружаемой магистрали Белград — Бар. Большое экономическое и общественно-политическое значение имеет дорога Никшич — Титоград (56 км). построенная после войны как узкоколейная, а в 1965 г. переведенная на колею нормальной ширины. Новые узкоколейные дороги Петровац — Ладне-Воде (16 км), Бор — Црни-Врх (23 км), Кониц — Ябланица (19 км) и еще несколько небольших веток предназначены главным образом для обеспечения грузовых перевозок. Важное значение имеет железнодорояшая линия нормальной колеи Сараево — Мостар — Плоче, строительство которой завершено к Дню Республики 29 ноября 1966 г.
В последующие годы автопарк значительно вырос. На конец 1968 г. в Югославии насчитывалось легковых автомобилей — 440 тыс., автобусов — 12,3 тыс., грузовых автомобилей — 90 тыс.— Прим. ред.
Общая длина железнодорожных линий на конец 1968 г. составила 1688 км, в том числе на долю дорог с колеей нормальной ширины приходилось 9178 км, дорог с узкой колеей — 1510 км. Железнодорожных станций в стране насчитывалось 2169.
В последние годы парк подвижного состава был значительно обновлен пассажирскими и товарными вагонами, а также пополнен дизельными локомотивами. Однако несмотря на это, локомотивный и вагонный парк все еще не соответствует объему перевозок пассажиров и грузов и поэтому нуждается в дальнейшем расширении и модернизации.
В годы второй мировой войны железнодорожное хозяйство Югославии было почти полностью разрушено, однако уже в 1946 г. сеть железных дорог была частично восстановлена и использовалась по назначению. Об успехах в развитии железнодорожного транспорта в послевоенные годы свидетельствуют данные о возросшей работе железных дорог. Если в 1939 г. по железным дорогам страны было перевезено 58,3 млн. пассажиров, 21,1 млн. т груза, то в 1968 г. соответствующие цифры достигали 182,9 млн. и 68,4 млн. Однако если учесть при этом сравнительно небольшое увеличение общей длины железнодорожной сети и общего парка подвижного состава, то недостатки, трудности и проблемы железнодорожного транспорта Югославии становятся еще более очевидными.
Начата электрификация важнейших железных дорог. Протяженность электрифицированных железнодорожных линий составляла в 1966 г. 465 км. Электрифицированы трасса Сежа-на — Любляна, Риека — Загреб, Есенице — государственная граница с Австрией. Создание новых электроэнергетических мощностей и ввод в строй новых линий электропередач позволяют перейти к более широкому переводу на электрическую тягу железных дорог.
Важные транспортные центры и узлы страны — это Любляна, Зидани-Мост, Загреб, Новска, Винковци, Белград, Ниш, Скопье, Дивача, Пула, Риека, Книн, Сплит, Вараждин, Копривница, Осиек, Сомбор, Зренянин, Панчево, Лапово, Кралево, Заечар, Косово-Поле, Горче-Петров, Титов-Велес.
|