Первые автомобильные аккумуляторные батареи (АКБ) появились в начале 20-го века. На протяжении десятилетий они непрерывно совершенствовались, однако принцип их действия, как сто лет назад, так и сейчас, неизменно основывается на простых электрохимических реакциях, происходящих между анодом и катодом, помещенными в электролит, состоящий из водного раствора серной кислоты. Изначально аноды и катоды производились из чистого свинца и диоксида свинца, но позднее в них начали добавлять другие химические элементы для увеличения эффективности работы АКБ.
На протяжении многих десятилетий аккумуляторы были достаточно сложными в обслуживании устройствами – при их эксплуатации приходилось постоянно следить за уровнем электролита в корпусе АКБ и при необходимости следовало в него доливать кислоту и дистиллированную воду. Однако в последние годы обслуживаемые аккумуляторы практически исчезли из продажи. В связи с этим подавляющее большинство современных АКБ являются необслуживаемыми. При их эксплуатации достаточно следить за чистотой вентиляционных отверстий в корпусе АКБ (они предназначены для отвода газов, образующихся в аккумуляторе при работе при высоких температурах и подзарядке), а также за уровнем заряда АКБ на специальном индикаторе, расположенном на верхней крышке аккумулятора, и при необходимости подзаряжать АКБ.
Виды современных аккумуляторов.
В настоящее время АКБ производятся во многих странах мира, для улучшения рабочих характеристик аккумуляторов их производители постоянно экспериментируют с химическими составами анодов и катодов, электролитами и т. д., однако по существу из всего многообразия современных АКБ можно выделить такие их виды:
Малосурмяные аккумуляторы – в состав свинцовых пластин (анодов\катодов) таких аккумуляторов добавляется сурьма.
Кальциевые аккумуляторы – химически активным веществом в пластинах аккумуляторов (как следует из названия) выступает кальций.
Гибридные аккумуляторы – отрицательные пластины данных АКБ содержат кальций, в пластины положительные добавляется сурьма, отсюда происходит и название данных аккумуляторов. Данный вид АКБ при зимней эксплуатации гораздо эффективнее, чем чисто малосурмяные или кальциевые аккумуляторы, – на морозе они медленнее разряжаются и лучше отдают ток.
Гелевые – принципиальное отличие данных АКБ от трех вышеперечисленных видов аккумуляторов состоит в том, что в гелевых аккумуляторах вместо жидкого кислотного электролита используется электролит, химически загущенный до состояния геля. Такой электролит не замерзает даже на сильном морозе, не кипит при высоких температурах, очень виброустойчив и не вытекает из корпуса АКБ даже при его повреждении.
AGM-аккумуляторы – данные виды АКБ являются новой ступенью развития гелевых аккумуляторов. В аккумуляторах, основанных на технологии AGM (аббревиатура от Absorbent Glass Mat), электролит также представляет собой гель, но загущенный уже не химически, а с помощью добавления в него специального пористого стекловолокна. AGM-аккумуляторы также крайне устойчивы к сильным морозам и способны очень долго выдавать максимальный ток без подзарядки аккумулятора, при этом они немного дешевле в производстве, чем классические гелевые, поэтому и получили большее распространение в мире.
Сила тока, емкость, размер, полярность и другие критерии выбора аккумулятора освещены на сайта авто магазина Трейд Хаус 34.
|