Русские инженеры и техники занимают в истории создания автомобиля видное место. Изобретение «самобеглых колясок», практически пригодных паровой машины и двигателя внутреннего сгорания в России намного опережает появление их на Западе. И тем не менее все эти ценнейшие изобретения не получают распространения у себя на родине.
Это объясняется тем, что Россия, хотя в ней и развивалась промышленность, оставалась отсталой страной по сравнению с Западной Европой и зависимой от иностранных капиталистов. В России того времени было ничтожное количество благоустроенных дорог. На организацию и развитие автомобильного транспорта, на постройку дорог, автомобильных заводов и смежных предприятий, на которые могло бы опираться автомобилестроение, требовались громадные средства.
Иностранные капиталисты не были заинтересованы в развитии новых отраслей русской промышленности, в частности автомобильной. Они вкладывали свои капиталы в добывающую и металлургическую промышленность, обеспечивающую им высокие прибыли.
В то время как в западноевропейских странах автомобиль получал все более широкое распространение, в дореволюционной России господствующие классы и правительство не сумели вовремя оценить автомобиль как средство механического транспорта. Однако автомобили все же начинают появляться в России. В конце XIX века крупные чиновники, богатые купцы, помещики привозили из-за границы «последние новинки» — автомобили. Из столиц автомобили постепенно проникали в провинцию.
В Петербурге и Москве появлялись предприятия по торговле иностранными автомобилями и автомобильными принадлежностями. Количество автомобилей росло
В 1909 г. была введена регистрация автомобилей и выдача номерных знаков для них. Были установлены правила пользования автомобилями, введены ежегодные осмотры автомобилей и обязательные предварительные испытания водителей.
Отдельные предприниматели все же пытались наладить производство автомобилей и в России.
|