Прежде чем продолжить рассмотрение предложенной темы, хочу напомнить, о чем шел разговор в двух предыдущих номерах. Только комплексный подход к теме позволит без проблем эксплуатировать автомобиль до весны.
С моей точки зрения, чтобы подготовить автомобиль к холодной эксплуатации, необходимо проверить:
1. надежную массу;
2. аккумуляторную батарею, обеспечивающую пусковую частоту вращения не менее 90об/мин. (идеально - 270об/мин);
3. технически исправный стартер (способный принять ток от батареи и через шестерню привода надежно обеспечить вращение маховика коленчатого вала);
4. правильно отрегулированную систему пуска у карбюратора или исправность элементов инжекторного двигателя;
5. работоспособный топливный насос, обеспечивающий необходимое давление и герметичность системы питания;
6. исправность элементов системы зажигания (катушка зажигания, провода высокого напряжения, свечи зажигания, контакты прерывателя и конденсатор для контактной системы, датчик Холла или генерирующий датчик (Газель, Волга для бесконтактной системы зажигания) и правильно выставленный установочный угол опережения зажигания (для всех, кроме инжекторных двигателей);
7. выбор масла для системы смазки.
В двух предыдущих номерах газеты подробно были рассмотрены первые два пункта. Из них нужно выделить следующие моменты:
- для надежного пуска двигателя должно быть обеспечено надежное соединение аккумуляторной батареи со стартером. Этого можно достичь установкой двойного провода массы, который продается в автомагазине. Короткий провод соединяется с кузовом автомобиля, а длинный с болтом (шпилькой) двигателя;
- если вы считаете вашу аккумуляторную батарею способной выдержать пуски двигателя при минусовых температурах, в любом случае ее нужно подготовить к зиме. Для этого необходимо поставить ее на заряд током 2А. на 20 часов - для восстановления ее емкости;
- автоматическое зарядное устройство для этой цели не подходит, так как работает по принципу заряда батареи на автомобиле - метод постоянного напряжения. При таком способе заряда при большой разнице напряжений генератора и батареи, ток заряда очень большой, что очень плохо для батареи. По мере выравнивания напряжения генератора и батареи ток уменьшается до нуля и зарядное устройство автоматически выключается. Для восстановления емкости ток заряда должен не изменяться в течение всего времени заряда и чем меньше, тем лучше;
- для проверки состояния аккумуляторной батареи и генератора на автомобиле необходимо установить вольтметр (его выводы подсоедините к выводам аккумуляторной батареи). Особенно это необходимо для необслуживаемых батарей, которые, как правило, установлены на импортных автомобилях. Основной принцип проверки: при пуске напряжение не должно падать ниже 9,5В, а в процессе эксплуатации (при включенных фарах и отопителе салона) должно быть не ниже 13,2В.
- при покупке новой батареи предпочтенье нужно отдать обслуживаемой батарее, так как ее практически всегда можно восстановить. Главный критерий выбора батареи - пусковой ток. Он указывается или в амперах, или в динах. Чем выше эта величина, тем надежней батарея.
Вот теперь можно продолжить рассмотрение следующих вопросов.
3. Технически исправный стартер (способный принять ток от батареи и через шестерню привода надежно обеспечить вращение маховика коленчатого вала).
Идеально выбранная или заряженная батарея должна обеспечить пусковые обороты 250 об/мин., что обеспечивает запуск двигателя в течение 1-2сек. Более длительное время пуска, или неоднократные пуски двигателя приводят к значительной потере емкости батареи. Если потери емкости составляют 20% и более, пусковые обороты снижаются до 80 об/мин. Для лета это достаточно для пуска, а зимой, как правило, забрасывание свечей зажигания топливом и невозможность запуска.
Неисправности стартера: щелканье тягового реле, сначала медленное вращение коленчатого вала, а затем быстрое, постоянно медленное вращение коленчатого вала при заряженной батарее можно устранить заменой тягового реле, заменой щеток стартера и устранения перекоса вала стартера подтяжкой его крепления, или (ВАЗ 2108,09,010, Ока, Таврия) заменой медной втулки, на которую опирается вал стартера.
Проскальзывание шестерни стартера относительно шестерни маховика требует или замены шестерни маховика из-за износа зубьев (можно снять и перевернуть венец маховика), или замены муфты свободного хода стартера (из-за износа ее зубьев шестерни).
Но бывает довольно часто, что батарея и стартер исправны, а пуск двигателя не происходит. То есть пусковые обороты прекрасные, а вспышек топлива не слышно. Чаще всего в этом повинен замок зажигания. Чтобы проверить замок зажигания, достаточно соединить проводом "+" катушки зажигания с "+" батареи. Если двигатель сразу запустился - меняйте замок зажигания (при повороте ключа в положение стартер - цепь на зажигание отключается), из-за износа кулачка контактов на зажигание. Если такой способ проверки результата не дал, необходимо обратиться к автоэлектрику для проверки монтажного блока.
В следующем номере разберемся с системой пуска двигателя.