Кто из нас на своем веку не сталкивался с милицейским произволом? Пожалуй, каждый. Тем не менее, наиболее подверженной милицейскому беспределу является категория автовладельцев. Следует разобраться с тем, что же является тем самым произволом или превышением должностных полномочий, а также на какие именно пункты нужно ссылаться водителю при разговоре с инспектором ДПС. Разберемся по порядку, а в конце рассмотрим один из типичных примеров.
Для предотвращения милицейского произвола закон установил, что водителям необходимо выполнять не все, а лишь законные требования сотрудников милиции.
Круг обязанностей, возложенных на водителей при встрече с инспектором ДПС, исчерпывающе определен ПДД. Их всего пять:
1. Остановиться по требованию сотрудника милиции или регулировщика.
2. Передать ему документы для проверки.
3. В случае необходимости предоставить свой автомобиль сотруднику милиции, ФСБ и врачам для выполнения оперативного задания.
4. Пройти по требованию придорожного милиционера медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
5. Выполнить распоряжение регулировщика "туда нельзя, сюда нельзя..."
Статья 5 Закона "О милиции" прямо указывает, что всякое ограничение граждан в их правах и свободах (туда не ехать, здесь не стоять, руки за голову, ноги на ширину плеч) милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренном законом. Стало быть, требуют раздвинуть ноги и положить руки на капот - узнайте номер статьи, обязывающей вас это делать. Требуют выйти из автомобиля и лечь на землю - спросите номер статьи, обязывающей выходить и ложиться.
Как обычно обстоят дела с инспектором ДПС? Вы подаете в окошко документы, а инспектор (и иногда не важно, есть нарушение или нет) предлагает вам пройти в их автомобиль (либо просто "разобраться", либо для составления Протокола). Стоит ли это делать?!
Обратимся к Административному Регламенту (Приказ 185) 70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
- нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
- нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Таким образом, водитель имеет право оставаться в автомобиле, не выходя из него на привычную команду инспектора: "Пройдемте!"
Если говорить о нарушении прав граждан сотрудниками ГИБДД, а зачастую обычной "разводке" водителей, то следует привести один из примеров, когда водителя заставляют сорвать тонировку или "договориться" о том, чтобы это не делать. Как себя вести с инспектором в таком случае? Посмотрим, о чем нам говорит Закон:
"Запрещается эксплуатация транспортного средства, если на нем установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя". Именно этим сотрудники ГИБДД обосновывают то, что необходимо срывать пленку (то есть устранять неисправность!) иначе дальнейшая эксплуатация ТС запрещена. И в этом пункте действия сотрудников ГИБДД являются обоснованными.
1. При возникновении таких неисправностей водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности (п.2.3.1. ПДД ).
2. Обеспечить меры предосторожности для дальнейшего движения, в случае наличия тонировки можно, просто опустив стекло двери водителя и передней двери пассажира.
3. Сообщите об этом инспектору и сошлитесь на пункт ПДД.
4. Инспектор выписывает Вам штраф и отпускает. Ни о каком задержании ТС и речи быть не может. Точно так же, как и о срывании тонировочной пленки.
На самом деле, наше правовое государство, стремящееся к соблюдению законных действий госструктур, поддерживает активность граждан в отстаивании своих прав. Каждый из нас, будь то на дороге или в помещении, просто на улице либо является Гражданином России с его законными правами и обязанностями, либо становится никем. Никем именно по причине незнания тех самых гарантированных прав.