Мнение первое
Мнение второе
На трассе, когда скорости велики и дорожная ситуация меняется за секунды, часто бывает, что, начиная совершать обгон на прерывистой разметке, водителю удается закончить его уже на сплошной. Сотрудники ДПС прекрасно знают такие места и, конечно, поджидают там любителей быстрой езды. В отношении них составляются протоколы за выезд на встречную. Наказание известно - лишение прав. Разберемся, всегда ли правомерно они поступают.
Мнение первое
Суды, как правило, исходят из того, что согласно ГОСТ 52289-2004 перед запрещающей сплошной разметкой 1.1 на расстоянии 50 - 100 метров должна быть нанесена разметка 1.6. Эта та же прерывистая разметка 1.5, только с удлиняющимися штрихами, которая предупреждает о приближении к разметке 1.1. При отсутствии разметки 1.6 ситуация, в которой обгон завершается на "сплошной", толкуется в пользу водителей.
Мнение второе
Подход, изложенный выше, на наш взгляд не учитывает некоторые положения закона и многообразие возможных дорожных ситуаций. А также не всегда универсален с точки зрения безопасности движения.
При выполнении обгона справа от вас обычно быстро едут один или несколько обгоняемых автомобилей. Иногда вы совершаете обгон не один, а целой вереницей автомобилей. Тогда машины едут не только справа, но и сзади вас. На скорости 90 км/ч сто метров разметки 1.6 машина проходит за 4,5 секунды. Очевидно, что далеко не всегда за это время можно безопасно перестроиться на ранее занимаемую полосу. При таких обстоятельствах пересечение сплошной разметки может совершаться в состоянии крайней необходимости. Согласно статье 2.7 КоАП РФ "не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред". На наш взгляд, нельзя не согласиться с тем, что предотвращенный вред, который мог бы быть причинен в результате ДТП, вызванном несвоевременным перестроением в правый ряд при наличии там другого автомобиля, существенно больше причиненного. Если быть точным, то вред, причиненный нарушением разметки, при благополучном завершении обгона вообще отсутствует.
Привлечение к ответственности за пересечение сплошной разметки при перестроении на ранее занимаемую полосу неправомерно. Суть в том, что судья, разрешая дело, должен обязательно установить факт противоправного поведения и причинно-следственную связь между таким поведением и выездом на встречную полосу. В соответствии с положениями Правил дорожного движения, сплошную разметку пересекать запрещено. Однако причинно-следственная связь между пересечением сплошной разметки и выездом на встречную полосу отсутствует, поскольку пересекая разметку при завершении обгона, водитель возвращается на ранее занимаемую полосу. То есть отсутствует объективная сторона нарушения. Значит с точки зрения закона, такие дела подлежат прекращению за отсутствием в действиях водителя состава административного правонарушения.
Однако следует все же вернуться со страниц теории к суровой действительности, вспомнить, где мы живем, и при обгоне руководствоваться старой поговоркой: семь раз отмерь, один - отрежь!
Мазуревич Андрей Игоревич,
ведущий юрист Ассоциации защиты прав водителей
Другие статьи по теме:
Mercedes-Benz C-class: Модернизация, как основа успешного маркетинга!
Новое поколение Opel Astra
Доходы главы Хакасии за год снизились на треть — до 5,7 млн руб
Audi А3 Concept: Концепция формата A3
АВТОСТРАХОВКА
О соблюдении скоростного режима
Жители Военного городка снова недовольны работой транспорта
Результаты контрольно-надзорной деятельности Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области по...
«АвтоВАЗ» начнет выпуск снегоходов-сенокосилок
AC Schnitzer: MINI Cooper Coupe
|