Трогание с места и разгон
Торможение
В этом номере мы продолжаем публикацию советов от профессионального автогонщика Антона Ветошкина, посвященных оттачиванию навыков в управлении автомобилем. Сегодня поговорим об искусстве трогания с места, правильном разгоне и эффективном торможении.
Трогание с места и разгон
Трогание с места, а в особенности на скользкой дороге - это искусство, требующее высокого мастерства, давайте остановимся на этом вопросе поподробнее. Хороший водитель должен хорошо знать и все особенности своего автомобиля: свободный ход, момент, когда оно начинает "брать", и не только чувствовать ногой те несколько миллиметров пробуксовки ведомого диска, которые есть у каждого сцепления, но и, минимально изменяя прилагаемое к педали усилие, использовать сцепление как вариатор. Следует подчеркнуть, что умение тонко ощущать все оттенки поведения автомобиля в момент трогания - обязательное условие для совершенствования мастерства.
В момент трогания чрезвычайно важно создать оптимальные условия для работы вестибулярного аппарата. Водитель должен моментально уловить малейшее отклонение машины от прямолинейного движения и тут же исправить ошибку. Достичь максимальной чувствительности можно, соблюдая те требования, о которых уже говорилось в разделе "Посадка водителя". Особое внимание необходимо уделить симметричному положению рук на руле, исключив даже малейший наклон головы в сторону.
Для успешного начала движения необходимо, чтобы первый оборот задние колеса совершили без пробуксовки, этого можно достичь на малых оборотах, практически не прибавляя "газа", только работой сцепления осуществляя трогание и прокатывание первого оборота колеса. Затем, не отпуская педали сцепления (левая нога замерла, фиксируя режим вариатора), водитель увеличивает обороты двигателя до малой пробуксовки колес, после чего, поддерживая постоянные обороты, плавно отпускаем педаль сцепления и даем "газ". Это так называемый ступенчатый способ трогания, когда попеременно работают то левая нога, то правая.
Еще один вариант подходит для форсированного двигателя (тюнингового), устойчивая работа которого начинается с 2-3 тысяч оборотов. В этом случае автомобиль трогается с места на постоянных оборотах (около 5 тысяч) и все необходимые действия осуществляются благодаря пробуксовке сцепления. При таких условиях требуется поистине ювелирная работа. Некоторые водители применяют так называемый симметричный способ: в момент старта синхронно отпускаются обе педали, сцепления и "газа",- обороты двигателя падают, и в это же время срабатывает сцепление, автомобиль плавно трогается, а дальше уже вступает в действие "ступенчатый" способ. Начальная фаза движения проходит на самой грани срыва. Сделать это очень сложно. В случае, если колеса все-таки провернулись, следует мгновенно сбросить "газ" и начать все сначала.
Многие водители допускают грубейшие ошибки при трогании с места в горку, из-за низкого уровня дифференцирования незначительных усилий левой ногой. Правая нога непрерывно тренируется - при управлении "газом" и тормозом от нее требуется высокая чувствительность. При повседневной езде левая нога работает в режиме "включить-выключить". Поэтому она менее тренирована. Попробуйте резко, но без блокировки колес затормозить левой ногой, и вы тут же убедитесь в ее "неквалифицированности".
Процесс разгона автомобиля состоит из трех этапов. Первый - непосредственно трогание. По длине пути он равен одному-двум оборотам колеса.
Второй отрезок пути с частичным дросселированием. Этот этап начинается с момента начала пробуксовки колес и завершается полным открытием дросселя. Здесь водителю следует помнить, что вначале "газом" и сцеплением, а затем только "газом" необходимо постоянно поддерживать лишь незначительную пробуксовку колес. И третий этап - полный дроссель.
Для того, чтобы не происходило срыва при переходе от одного этапа разгона к другому, необходимо отдельные его элементы отрабатывать до полнейшего автоматизма. Только в этом случае водитель сможет делать все правильно, своевременно, с учетом ежесекундно меняющейся обстановки.
Следует отдельно остановиться на переключении передач. На первый взгляд может показаться, что момент переключения передачи необходимо выбирать таким образом, чтобы на колеса машины все время передавалась максимальная мощность, что должно обеспечить наивысшую динамику разгона. Подобные рассуждения справедливы, но не для разгона на скользкой дороге, когда реализовать всю мощность стандартного двигателя на низших передачах нет возможности. Поэтому момент переключения с первой на вторую передачу и со второй на третью на автомобилях определяется коэффициентом сцепления шин с дорогой. Как правило, водители делают раннее переключение, не доводя обороты двигателя до максимальных, когда мотор становится слишком "резвым" и сложнее контролируется пробуксовка колес. Получается, что автомобиль все время идет внатяг.
Техника "скользкого" старта - самая сложная, и перейти от нее к любой другой не составит труда. При этом следует учитывать возрастающий коэффициент сцепления, что отражается в основном на моменте переключения передач. В принципе, зная мощностную характеристику двигателя и передаточные отношения в трансмиссии, можно вычислить оптимальные режимы переключения, но этот метод довольно сложен и мало эффективен. Гораздо проще, выбрав километровый участок с асфальтовым покрытием, практическим путем подобрать наиболее выгодные обороты для переключения передач. Тогда в процессе трогания нужно будет только скорректировать эту схему в соответствии с конкретными условиями. Разгон в гору или на "тяжелом" сыпучем грунте требует раскрутки двигателя по оборотам примерно на 10 процентов больше, чем подобрано на километровом участке. При езде на спусках переключать передачи следует несколько раньше, чем на эталонном участке.
Торможение
Рассмотрим обязательные элементы торможения. Хотя речь пойдет о "спортивном" торможении, приемами его, пусть не в совершенстве, полезно владеть каждому водителю, они могут пригодиться в критической ситуации.
Приемы торможения зависят от дорожной ситуации и очень разнообразны. Причем водитель при торможении должен уметь чередовать разные по продолжительности и величине усилия. Поэтому контакт стопы с педалью тормоза должен быть в наиболее чувствительном месте - верхней ее части. Некоторые водители тормозят пальцами ноги, возможно, они более чувствительны, чем верхняя часть стопы, но усилие, передаваемое педали, нестабильно. В этом случае нога может соскользнуть с педали, чего допустить нельзя. Важно научиться, приложив к педали начальное усилие, плавно и быстро увеличить его до кратковременной блокировки колес, а лучше - до первых ее признаков. Затем, предотвращая юз, чуть ослабить усилие на педали и снова увеличить его. Со временем, когда появится опыт, и процесс торможения будет контролироваться подсознательно, изменения усилий на педали станут минимальными, близкими к оптимальной величине.
Рассмотрим технику аварийного торможения в двух вариантах: первый - рабочие тормоза вышли из строя; второй - быстро изменяющаяся ситуация, исключающая возможность применения стандартных приемов.
Если при полном отказе тормозов имеется отрезок пути, достаточный для безопасной остановки, то лучше всего использовать торможение двигателем. Последовательно спускаясь по ступеням передач, дойти до первой, выключить зажигание. При этом важно помнить, что, применяя на скользкой дороге торможение двигателем с переходом на низшие передачи, может возникнуть блокировка задних колес, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Если же времени на торможение двигателем нет, то исход полностью будет зависеть от самообладания водителя. И главное, что нужно сделать - подавить естественный в критической ситуации страх, не поддаться панике и не отказываться от борьбы. Любому человеку в опасной ситуации свойственно чувство страха. И смелость проявляется прежде всего в способности управлять своими чувствами. Водитель всегда должен четко знать, что от него требуется в сложившейся ситуации. Для этого ему необходимо иметь комплекс определенных стереотипов управления автомобилем. Тогда он может в аварийной ситуации мгновенно составить единственно верную программу действий.
С уважением, Антон Ветошкин
Другие статьи по теме:
Третья полоса на четырехполосной дороге – всегда ли встречка?
Пожарные проверяют ночные клубы Хакасии, где пройдут новогодние вечеринки
В ДТП на трассе "М-54" погибли люди
Секрет велосипедиста
98% всех пожаров в Хакасии происходят из-за человеческой беспечности — Госкомлес
Обновление Land Rover Freelander 2
Веселая и полная ...опа!
«В состоянии 2.7»
МАШИНА МАШИНА
Независимая экспертиза подтвердила безопасность СШГЭС
|