В конце 2007 г. в закон об ОСАГО были внесены поправки, некоторые из них 1 марта уже вступили в силу. В чем заключаются изменения, и как они отразятся на автовладельцах и страховых компаниях? Эти и другие вопросы прокомментировал директор Филиала "Росгосстрах-Урал" - "Главное управление по Свердловской области" Вадим Каточников.
В первую очередь, напомним об изменениях, которые вступили в силу 1 марта 2008 года. Во-первых, отменены стикеры на автомобили, страховой полис является единственным документом, подтверждающим наличие "автогражданки". Также изменилась форма полиса, но Постановлением Правительства РФ №129 от 29.02.2008 разрешено выписывать полисы ОСАГО на бланках "старого образца" до 31 декабря 2008 года. Во-вторых, увеличился срок урегулирования убытков до 30 дней, при этом закон предусматривает для страховых компаний штрафные санкции за каждый день просрочки выплаты. В-третьих, отменен 30-дневный льготный срок продления договора ОСАГО на следующий период, поэтому страхователям нужно будет относиться внимательнее к срокам действия договора. В-четвертых, сокращен период использования транспортного средства: для граждан - до 3 месяцев, для юридических лиц, спецтехники - до 6 месяцев, т. е. теперь можно заключать договор страхования по ОСАГО как минимум не на полгода, а на 3 или 6 месяцев. Кроме того, с 1 марта введена возможность страхователем указывать до трех периодов использования автомобилем в течение срока действия договора "автогражданки". В-пятых, разрешено гражданам не страховать, принадлежащие им прицепы к легковым автомобилям. В-шестых, с 1 марта подлежит урегулированию ДТП, произошедшее на "внутренней территории".
И, наконец, увеличен лимит по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего до 160 тысяч рублей (ранее было 240 тысяч рублей на всех потерпевших). При этом введены фиксированные выплаты по жизни - 135 тысяч рублей - лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца) и не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение - лицам, понесшим эти расходы.
- Прежде всего, необходимо сказать, что внесение поправки по увеличению лимита выплат на каждого пострадавшего до 160 тысяч рублей было инициировано страховым сообществом, - говорит Вадим Каточников. - Мы с самого начала говорили о том, что лимит выплат по ущербу, нанесенному жизни и здоровью, недостаточен. Установленная законом сумма в 240 тысяч рублей на всех потерпевших не позволяла получать достойные выплаты участникам крупных аварий, когда пострадавшими становятся десятки людей.
Летом - с 1 июля 2008 г. - будет введено прямое урегулирование убытков - потерпевший в ДТП сможет обращаться за выплатой в свою страховую компанию, если ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств и вред причинен только имуществу.
В сущности, введение прямого урегулирования выгодно как страховщикам, так и их клиентам. Страховой компании всегда проще и удобнее работать с собственным клиентом, чем с чужим, как происходит при сегодняшней системе урегулирования убытков. Это стимулирует страховщика на повышение уровня сервиса, позволит значительно минимизировать расходы, получать более четкую статистику.
Однако введение поправки требует наличия у страховых компаний разветвленной системы урегулирования убытков, которая могла бы быть использована для прямого урегулирования.
Но на деле с 1 июля страховщикам и их клиентам придется столкнуться с рядом проблем. В общей сложности к введению системы прямого урегулирования технически готовы не более 5% членов РСА. Только Росгосстрах имеет разветвленную систему урегулирования убытков во всех субъектах федерации. Еще несколько компаний приближаются к этому показателю. Можно предположить, что к 1 июля их количество, по самым оптимистичным расчетам, увеличится до 10%. К сожалению, пока не ясно, куда будут обращаться клиенты остальных компаний.
В рамках прямого урегулирования убытков, по словам Вадима Каточникова, также могут возникнуть трудности и с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью. В случае, если страхователь уже обратился за возмещение ущерба в свою страховую компанию, а потом выявился ущерб, нанесенный здоровью, о котором он ранее не знал, законом оговорено его право обратиться в страховую компанию виновника ДТП. Таким образом, потерпевшему придется общаться с двумя страховщиками вместо одного. Кроме того, законом совершенно не учтен тот факт, что комплект документов у страхователя существует только в единственном экземпляре, и у него неминуемо возникнут проблемы с подачей документов в компанию виновника.
Еще одна существенная поправка в закон об ОСАГО вступает в действие с 1 декабря 2008 г. - упрощенная процедура оформления ДТП или европейский протокол. Без участия сотрудников ГИБДД оформить документы возможно, если в результате ДТП причинен вред только имуществу, авария произошла с участием двух застрахованных по ОСАГО автомобилей, а также у водителей отсутствуют разногласия относительно обстоятельств ДТП, характера и перечня видимых повреждений, и все это отражено в извещениях о ДТП. В случае составления европейского протокола размер страховой выплаты не может превышать 25 тысяч рублей.
Однако определить в стрессовом состоянии точный размер ущерба для подавляющего большинства водителей будет достаточно сложно. И если при оценке ущерба в страховой компании выяснится, что в аварии автомобиль получил скрытые повреждения и общая сумма ущерба существенно превышает 25 тысяч, то по закону дополнительные требования страховщику автовладелец уже предъявить не сможет.
Кроме того, есть еще один серьезный нюанс: как и в ситуации с прямым урегулированием, возникает проблема с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью. Если человек, согласившись на "европротокол", покинул место ДТП, а позже выяснилось, что его жизни или здоровью причинен вред, по закону он имеет право обратиться к страховщику причинителя вреда за выплатой. Но с какими документами он пойдет в страховую компанию? Страхователю недостаточно будет только схемы ДТП - ему потребуется протокол, а ГИБДД, как известно, на место не вызывалось.
По мнению экспертов подавляющее большинство принятых поправок существенно влияют на увеличение убыточности страховщиков. Представители страховых компаний неоднократно говорили о том, что любые изменения в законодательстве, которые ведут к увеличению убыточности, должны сопровождаться соответствующей корректировкой тарифов не просто параллельно, но в упреждающем режиме. Если же тариф не будет пересмотрен в сторону повышения, в ближайшее время с рынка начнут уходить небольшие компании, специализирующиеся на ОСАГО, которые первыми не выдержат вала убыточности. Их ответственность перед страхователями будет переложена на РСА, т. е. на остальных членов страхового сообщества, и вскоре ресурсов страховых компаний может просто не хватить для выполнения всех заложенных в законе обязательств.
Другие статьи по теме:
Балтийский штурм-2. Мужское дело.
Виновник ужасного ДТП со смертельным исходом скрылся с места преступления
Honda Civic 2012: «Под крылом самолета»
В Приморье сотрудники ГИБДД задержали водителя, виновного в смерти пешехода
На дорогах Хакасии разрушений после землетрясения пока не найдено
Информация
Неподкупные гаишники
Белый плен
КТО ПОВЯЗАН С КРИМИНАЛОМ
Lada Largus: Чем больше, тем лучше
|