), антипробуксовочная система (
) и прочие системы активной безопасности. Вот это и губит большее количество водителей. Никто еще законов физики не отменял, электронные помощники уменьшают вероятность потери контроля над автомобилем, но не гарантируют безопасную езду в любых условиях и на любой скорости...
) и одновременно включая прием торможение двигателем. То же можно сказать о шипованой резине. Да, сцепление с заснеженной и обледеневшей дорогой лучше, но нужно помнить, что при коэффициенте сцепления колес с дорогой 0,05, тормозной путь составит (при скорости движения 60км/час) не 50м, а 30-35м...
1. Многие из вас обращали внимание на автомобиль идущий перед вами. Дорога прямая, дистанция между автомобилями 40-50м, а у впереди идущего автомобиля с раздражающей постоянностью вспыхивают тормозные фонари...
2. Вторую фазу торможения двигателем нужно научиться выполнять подальше от транспортного потока. Суть ее заключается в том, что простого убирания ноги с педали газа не хватает для сохранения дистанции между автомобилями...
3. Третья фаза торможения
4. Четвертая фаза торможения - самая сложная, редко применяемая. Обычно ею пользуются, когда попадают с твердого покрытия на ледяную корку или внезапно выбежавшего человека на проезжую часть, или падение какого - либо предмета с впереди идущего автомобиля, то есть нужна экстренная остановка в минимально короткое время...
А. В. Писаченко
Поводом, для написания этой статьи, послужило пять аварий на участке между Объездной дорогой и улица А. Вонсовского. Это произошло месяц назад, когда внезапно наступили кратковременные заморозки. Указанный участок дороги не имеет резких поворотов, состояние дороги хорошее (нет выбоин, ухабов) - практически прямая дорога в пределах 1,5км. В чем же причина?
Немного теории, чтобы понять последующие пояснения. Коэффициент сцепления колес с дорогой, имеющей твердое покрытие, колеблется (от состояния покрытия) в пределах 0,7-0,8. То есть 100% сцепления колеса с дорогой не существует. При частичном обледенении дороги коэффициент снижается до 0,2-0,15. При полном обледенении снижение еще более ощутимо - до 0,05. Как эти значения коэффициентов перевести в более понятные водителю параметры. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/час, то при коэффициенте сцепления 0,7-0,8 тормозной путь составит 15-20 метров, а при 0,05 - 50 метров. Эти данные даны для технически исправного автомобиля. С идеальным (для данного времени года) состоянием протектора шины, правильно отрегулированными углами установки управляемых колес, исправными тормозным и рулевым механизмами.
Мне могут возразить обладатели автомобилей, на которые установлена шипованая резина, атиблокировочная система тормозов (АВ
), антипробуксовочная система (
ESP
) и прочие системы активной безопасности. Вот это и губит большее количество водителей. Никто еще законов физики не отменял, электронные помощники уменьшают вероятность потери контроля над автомобилем, но не гарантируют безопасную езду в любых условиях и на любой скорости. Довольно часто видишь картину, когда водитель автомобиля без электроники успешно справляется с опасной ситуацией, успешно затормозив автомобиль путем частого нажатия на педаль тормоза (замена АВ
) и одновременно включая прием торможение двигателем. То же можно сказать о шипованой резине. Да, сцепление с заснеженной и обледеневшей дорогой лучше, но нужно помнить, что при коэффициенте сцепления колес с дорогой 0,05, тормозной путь составит (при скорости движения 60км/час) не 50м, а 30-35м. Неумение тормозить автомобиль на гололеде и привело к аварии пяти автомобилей
Нам везет с погодой, но зиму, снег и лед никто не отменял. Поэтому нужно использовать оставшееся время для каждодневной учебы. В чем она заключается?
1. Многие из вас обращали внимание на автомобиль идущий перед вами. Дорога прямая, дистанция между автомобилями 40-50м, а у впереди идущего автомобиля с раздражающей постоянностью вспыхивают тормозные фонари. Вот вам и первый урок. Как только вспыхнули фонари стоп-сигнала, уменьшите нажатие на педаль газа, а если ваш автомобиль стал приближаться к автомобилю быстрее, уберите ногу с педали газа. Это называется первая фаза торможения двигателем. Да, сначала это заставляет биться сердце с большей частотой, но чем чаще вы будете использовать этот прием торможения, тем уверенней вы будете чувствовать себя в дальнейшем. Эти простым способом торможения вы держите постоянную дистанцию между автомобилями и, самое главное, для данных условий эксплуатации имеете максимальный коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием.
2. Вторую фазу торможения двигателем нужно научиться выполнять подальше от транспортного потока. Суть ее заключается в том, что простого убирания ноги с педали газа не хватает для сохранения дистанции между автомобилями. Поэтому для удержания дистанции необходимо переключиться на пониженную передачу, не касаясь педали газа. Для этого выжмите педаль сцепления, переключите передачу с четвертой на третью и плавно отпустите педаль сцепления. Вы почувствуете, как автомобиль начал резко тормозить. Нельзя резко бросать педаль сцепления - автомобиль может занести. Научившись выполнять этот прием безукоризненно, опробуйте его в транспортном потоке и вы убедитесь, что расстояние между автомобилями резко увеличивается. После многократных попыток, попробуйте выполнить этот прием при входе в поворот. Здесь нужно запомнить главное правило: нельзя выполнять этот прием непосредственно на повороте. Опасность заноса велика как для заднеприводных автомобилей (сразу пойдет в занос задняя часть автомобиля), так и для переднеприводных (в занос идет передняя часть автомобиля). Поэтому вторую фазу можно проводить только перед заходом в поворот. Этим вы обеспечите максимально возможный коэффициент сцепления колес с дорогой.
3. Третья фаза торможения
- это повторение второй фазы, но с последующим снижением скорости движения путем плавного перехода с третьей передачи на вторую, со второй на первую и окончательной остановкой при нажатии на педаль тормоза. Для третьей фазы нужно найти обледенелый участок без движения транспорта. Установите вешку-ориентир. Отсчитайте от нее 60м и установите вторую вешку. А теперь разгоняйтесь до скорости 60км/час и в промежутке между вешками осваивайте третью фазу. Как только вы достигнете положительных результатов на 100%, продолжайте учебу, постепенно увеличивая скорость движения автомобиля до 80км/час (думаю, с большими скоростями вы зимой ездить не будете).
Теперь можно включаться в транспортный поток, чтобы испытать третью фазу в деле.
4. Четвертая фаза торможения - самая сложная, редко применяемая. Обычно ею пользуются, когда попадают с твердого покрытия на ледяную корку или внезапно выбежавшего человека на проезжую часть, или падение какого - либо предмета с впереди идущего автомобиля, то есть нужна экстренная остановка в минимально короткое время. Принцип обучения тот же, что и во второй фазе, но при каждом переключении передач необходимо с большой переменной частотой (нажать, отпустить) работать педалью тормоза (даже, ели автомобиль оборудован антиблокировочной системой тормозов). Это достаточно сложный маневр, требующий от автомобиля прекрасно чувствовать состояние двигателя. При переключении передач с повышенной передачи на пониженную, двигатель уменьшает частоту вращения коленчатого вала и, если резко нажать на педаль тормоза, то двигатель может заглохнуть, а заблокированные колеса (колеса не вращаются, или еще хуже одно вращается, а второе нет) будут скользить по дорожному покрытию, увеличивая тормозной путь. Если столкновения не удается избежать, поворачивайте только вправо, стараясь наехать на какую-нибудь преграду.
Чтобы добиться отличных результатов и чувствовать себя уверенным на дороге, желательно закрепить свои навыки на льду замерзшего озера. Такую площадку специально делают на озере Шарташ. Каждый год я езжу на эту площадку, чтобы вспомнить и закрепить свои навыки.
Осталось оценить положительные стороны такого способа торможения автомобиля:
- не пользуясь педалью тормоза, вы увеличиваете срок замены тормозных колодок;
- так как торможение происходит без участия педали газа (дроссельная заслонка закрыта), значительно уменьшается расход топлива;
- повышается психологическая уверенность водителя, что полезно сказывается на его нервной системе;
- отсутствуют расходы на восстановление и ремонт автомобиля.
Предупреждение
!!! Приучите себя, при выполнении торможения вышеуказанными способами, внимательно следить за действиями водителя, идущего следом за вами. Так как фонари стоп-сигнала практически не включаются при данном способе торможения, чуть касайтесь педали тормоза для включения стоп-сигналов, если видите, что его автомобиль быстро приближается сзади.
Успешной вам учебы и безопасной езды в зимних условиях.
А. В. Писаченко
Другие статьи по теме:
Заплатить высокую цену
Началось?
"Ночные снайперы" теперь не играют, а увечат
C праздником, автомобилисты!
Жители Военного городка снова недовольны работой транспорта
За «ксенон» водителей теперь лишают прав
Взял на таран такси
В первом полугодии
Д. Петрухин - Корея
Хакасский язык будут популяризировать по принципу "Ласкового мая"
|