Не так давно, лет 30-40 назад, было только 4 типа моторных масел: "автол" и "жигулевское" для бензиновых двигателей, "кировское" и "камазовское" - для дизелей. Автомобили неплохо ездили на этих маслах, а их владельцы не заморачивались выбором горюче-смазочных материалов. В начале 90-х годов прошлого столетия на прилавках наших автомагазинов появилось множество всяких разных импортных и отечественных моторных масел. Да и автопарк изменился - стало много "иномарок". Для новых современных автомобилей нужны были и более качественные, совершенные горюче-смазочные материалы. Однако имеющиеся в то время моторные и трансмиссионные масла в большей массе еще не "дотягивали" до необходимых и постоянно возрастающих требований по качеству и эксплуатационным характеристикам. Вот тут-то оказались своевременными и справедливо востребованными различные присадки в масла, улучшающие их свойства и характеристики. В то время это было реально необходимо.
Различные производители наполнили рынок огромным количеством самых разнообразных присадок в моторные, трансмиссионные масла и в топливо. Однако, с ростом спроса на присадки в масла росло и число подделок и просто "ингредиентов", которые только назывались "присадками".
Научно-технический прогресс развивается стремительно. За последние 10-20 лет качество и характеристики масел повысились до такого высокого уровня, что уже с большим запасом удовлетворяют повышенным требованиям производителей самых современных автомобилей. Солидные производители тратят огромные средства на научные исследования, совершенствование и разработку новых, более совершенных и качественных ГСМ. Конкуренция на рынке горюче-смазочных материалов во всем мире очень высока, и поэтому производителям несовершенной или некачественной продукции просто не выжить.
Современное моторное или трансмиссионное масло представляет собой сложный коктейль, состоящий из базового масла (основы) и пакета антифрикционных присадок, плюс различные ингредиенты: антиокислители, разжижители, загустители, стабилизаторы, антивспениватели, диспергаторы и другие нужные компоненты. Этот "сложный коктейль" имеет оптимально сбалансированный состав необходимых компонентов. Добавка каких-либо дополнительных ингредиентов может нарушить этот баланс и привести к снижению эксплуатационных характеристик и ухудшению качества "фирменного продукта". Проще говоря, в современные горюче-смазочные материалы добавлять какие-либо присадки или добавки нет необходимости, не целесообразно и даже вредно. Современное, фирменное (не подделка) масло содержит абсолютно все необходимые компоненты, ингредиенты и присадки. Действительно, в последние годы на прилавках автомагазинов стало заметно меньше различных присадок в масла и в топливо, спрос на них упал. Солидные производители еще выпускают некоторые присадки, но, скорее по инерции, пока есть на них спрос.
Однако, не стихает и даже возрастает "творческая активность" производителей подделок и изобретателей новых чудодейственных присадок, ремонтно-восстановительных составов и прочей "полезной автохимии". И это естественно: спрос рождает предложение. А какой же русский не любит быстрой езды? Многие автолюбители хотят вернуть былую резвость изношенному агрегату, а другие - просто повысить мощность мотора любимого "железного коня" с одновременным снижением его "топливного аппетита". Самый простой способ достижения этих целей, казалось бы - залить в систему смазки двигателя чудесную присадку и сразу получить желаемый положительный результат. Иногда это помогает: например, если залить в изношенный двигатель тройную дозу присадки типа "антидым", чтобы доехать до автобарахолки. А применение усиленно рекламируемых ремонтно-восстановительных присадок напоминает "лечение аппендицита анальгином". Но в большинстве случаев эффект от применения присадок мнимый, или даже резко отрицательный. Приведу конкретный пример: крупный оборонный завод много лет выпускал присадку в моторные и трансмиссионные масла на основе медно-графитного порошка, из которого на том же предприятии изготавливали электроконтакты. Этот порошок забивал масляные фильтра и каналы системы смазки. Неимоверное число двигателей было угроблено, благодаря использованию этой присадки. До сих пор не унимаются мелкие и средние производители "чудодейственных присадок". Каких только препаратов они не придумали: "победители трения", наномодификаторы, анамегаторы, ревитализанты и другие составы, действующие на молекулярном, атомарном, кристаллическом и, даже, изотерическом уровнях.
Серьезные исследователи и разработчики ГСМ уже давно определили, что реально снизить коэффициент трения в агрегатах автомобиля на 3-5 процентов позволяют присадки на основе дисульфида молибдена и сульфида рения (очень дорогая вещь). Сначала выпускались присадки с дисульфидом молибдена. Но сейчас уже многие ведущие производители имеют в своей линейке ГСМ масла с присадкой дисульфида молибдена (темно-серого или почти черного цвета). Все прочие "чудодейственные присадки" - хитроумные выдумки или рекламные уловки. В доказательство этого утверждения приведу следующие доводы. По долгу службы я хорошо знаю толк в автомобильных маслах и присадках к ним. Я имею самое прямое отношение к автоспорту, так как уже много лет занимаюсь диагностикой и ремонтом спортивно-гоночных и гражданских автомобилей в спортивно-техническом клубе "Атом" города Новосибирска, являюсь ведущим специалистом автогоночной команды клуба. Как известно, "Формула-1" и другие дисциплины автоспорта высокого уровня - это не только захватывающее зрелище, но еще и "двигатель прогресса" всей автомобильной отрасли в мире. Большинство новейших, прогрессивных, оригинальных разработок обкатываются и внедряются в первую очередь на гоночных автомобилях. Все самое лучшее, передовое - в автоспорте. Нередко судьбу победителей гонки и проигравших решают тысячные доли секунды, а место на пьедестале в этом виде спорта очень дорого и престижно. Причем надо и гонку выиграть, и доехать до финиша, сохранив двигатель, который "крутится" до 10 -12 тыс. оборотов. Поэтому автогоночные команды очень серьезно относятся к выбору моторного масла для своих "болидов". И если в мире появляется что-то действительно новое, перспективное, стоящее, то оно незамедлительно внедряется и "обкатывается" в автогонках. Я могу твердо сказать: не создана еще такая сверхчудесная присадка, которую представляют, как волшебный эликсир для любого двигателя.
autocreator.nsk@yandex.ru
Но, все равно, приведу один "положительный" пример: мой друг, известный новосибирский авто- и мотогонщик Николай Васильевич Егоров постоянно использует в своих гоночных и гражданских автомобилях присадку "ER". Он считает, что именно благодаря этой присадке его "железные кони" превзошли многих своих собратьев на гонках и в повседневной суете на автодорогах. Я верю Николаю.
Великий французский философ Вольтер сказал примерно так: "Мне глубоко противно Ваше мнение, но я готов отдать жизнь за Ваше право его высказать".