Агрессивных водителей будут "усмирять" рублем
Европейский опыт
Поможет ли штраф "успокоить" агрессивных водителей?
Депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, согласно которому предлагается штрафовать водителей за агрессивный стиль езды в размере 2,5-5 тысяч рублей.
Ярослав Нилов считает, что автовладельцы, позволяющие себе опасные маневры на дороге: перестроение из ряда в ряд, подрезание соседнего автомобиля, сокращение дистанции до впереди идущего транспорта и сигнализирование с призывом уступить ему дорогу, - должны чувствовать ответственность за свои действия, пусть даже она будет выражаться в денежном эквиваленте. Однако, многие депутаты Госдумы считают инициативу неэффективной, так как у нас в стране не существует соответствующей законодательной базы для администрирования законопроекта, а также иначе сложен менталитет участников движения.
Агрессивных водителей будут "усмирять" рублем
Депутат партии ЛДПР, Ярослав Нилов, предлагает штрафовать агрессивных водителей на сумму 2,5-5 тысяч рублей. Именно такой законопроект он внес на рассмотрение в Госдуму. Ярослав Нилов считает, что автовладельцы, создающие угрозу ДТП на дороге своим агрессивным стилем вождения, должны строго караться. Под агрессивным стилем езды депутат подразумевает постоянное хаотичное перестроение из ряда в ряд, несоблюдение дистанции до впереди идущего автомобиля, подрезание рядом движущегося транспорта и прочие сигналы с призывом уступить дорогу. Любая из этих ситуаций, по мнению депутата, может спровоцировать аварию, которая опасна как для самого водителя и пассажиров его автомобиля, так и для других участников движения.
Культура
Кроме того, многие депутаты, в частности, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству, Вячеслав Лысаков, считает, что данный законопроект вызовет множество разночтений. Так, он приводит в пример Францию, где успешно действует подобный закон. Но там функция администрирования этого вопроса возложена французских полицейских.
В России же, если переложить эту функцию на сотрудников ГИБДД, начнется настоящая чехарда. Ведь не для кого не секрет, что большинство российских инспекторов ДПС глубоко субъективны в вынесении своих решений, особенно когда есть возможность сорвать большой куш. Поэтому данная прерогатива в руках сотрудников правоохранительных органов может превратить каждого первого водителя в агрессивного, каждого второго - в злостного нарушителя ПДД, а каждого третьего - в пьяницу.
Тем не менее, Вячеслав Лысаков считает инициативу Нилова неплохой, если к ней правильно подойти и грамотно все организовать. В частности, чтобы возложить функцию администрирования на сотрудников ГИБДД, необходимо ясно и однозначно прописать в законе критерии, отличающие агрессивного водителя от неагрессивного. Кроме того, в настоящее время зачастую просто нереально отследить агрессивного водителя, так как каждый второй автовладелец ведет себя на дороге вызывающе, считая при этом такой стиль вождения нормой. Именно поэтому, считает Лысаков, необходимо дифференцировать критерии агрессивного стиля езды, за которые уже можно вводить сетку штрафов.
Европейский опыт
Конечно же, инициатива наказания за агрессивный стиль езды взялась не из воздуха, а из опыта европейских стран, где этот закон давно и успешно действует. Так, в законодательстве США, Австралии, Японии и многих стран Европы существуют штрафные и другие административные санкции за агрессивный стиль езды. Например, в Америке за постоянное перестроение из ряда в ряд или несоблюдение дистанции между впереди идущим автомобилем водителя могут даже арестовать. А в Европе водитель, который подвергся "нападению" со стороны агрессивного автовладельца, может подать на него в суд. Японцы, позволяющие себе агрессивный стиль езды, караются штрафом в 400 долларов и исправительными работами в течение 6 месяцев.
В Австралии, например, за агрессивный стиль езды водителя могут оштрафовать на весьма внушительную сумму в 5 500 долларов или даже лишить водительских прав сроком на 3 года. А за повторное нарушение этого же водителя уже может ждать лишение водительских прав сроком на 5 лет или административный арест. Педантичная Германия не пропустит ни одного штрафа мимо государственного кармана. Так, там за агрессивный стиль езды автовладелец не только заплатит штраф в размере 250 евро, но и лишится водительских прав на 3 месяца. А за хулиганство на дороге автовладельцу придется раскошелиться на 600 евро.
Поможет ли штраф "успокоить" агрессивных водителей?
Судя по всему, кроме самого Нилова, больше никто из депутатов и экспертов не разделяет одобрения по поводу его законопроекта. Законопроект еще даже не рассмотрен Госдумой, а уже вызвал столько недоразумений и недовольства. Во-первых, нужно создать прочную законодательную базу. Во-вторых, разобраться с тем, кто будет администрировать данную функцию. Если отдать бразды правления в руки правоохранительных органов, то начнется в прямом смысле этого слова преследование каждого водителя с целью получения взятки.
Если же, как предлагает Нилов, возложить эту функцию на самих водителей, автомобили которых оборудованы видеорегистраторами то, что же получается, нас призывают доносить друг на друга? Представьте себе такую ситуацию: каждый второй водитель стремится пробить себе дорогу, а каждый первый автовладелец записывает все это на фиксирующее устройство и стремглав бежит докладывать в правоохранительные органы. А теперь задумайтесь, к чему это приведет?
Да, конечно, агрессивных водителей могут фиксировать комплексы видеонаблюдения. Но как же быть с российскими регионами, где во многих городах даже светофоров нормальных нет? Возьмем, к примеру, такие отдаленные регионы, как нашу Архангельскую область. У нас подобных комплексов нет, как нет и видеорегистраторов в автомобилях не только простых водителей, но и полицейских машин. Кто будет администрировать эту функцию здесь и, самое главное, как?
Многие эксперты считают, что депутаты выдвигают законопроекты не ради наведения порядка в стране, а ради собственной PR-акции, по крайней мере, именно это напоминает ситуация, складывающаяся в Госдуме. Они уверены, что данная инициатива ни к чему хорошему не приведет. Во-первых, никакой пользы она не даст. А во-вторых, создаст дополнительную статью доходов для недобросовестных инспекторов ДПС. Ну и, в-третьих, вызовет недовольство и возмущение автовладельцев и водителей.
Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов считает невозможным определения на деле, был ли стиль вождения того или иного водителя агрессивным. Кроме того, никто не будет рассматривать каждый отдельный случай. А считать всех водителей агрессивными лишь по одному несоблюдению дистанции, по его мнению, является абсурдом. Поэтому, считает он, прежде чем, вносить законопроект на рассмотрение в Госдуму, необходимо продумать каждую ситуацию вдоль и поперек.
И начинать нужно с законодательной базы, а затем уже приступать к тому, кто и как будет заниматься данным вопросом, чтобы свести до минимума человеческий фактор и сделать его администрирование беспристрастным. Поэтому лучше, если отслеживать агрессивных водителей будут комплексы фотовидеофиксации, которые потом согласно регистрационным номерам автомобилей будут присылать на почту их владельцам "письма счастья". Хотя как техника может распознать, агрессивный был стиль езды или нет? Да и сам автовладелец может оспорить данное решение. Поэтому, скорее всего, законопроект будет отклонен в силу его неэффективности и несостоятельности.
Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Другие статьи по теме:
За выезд на «встречку» будут штрафовать на 5 тысяч рублей
Женевский автосалон-2011
Жители 10 сел скидываются на машину скорой помощи
ВЫЕЗД НА «ВСТРЕЧКУ»
Деньги в шляпе или неудачный фокус: экс-пожарного из Тувы будут судить в Хакасии за подкуп полицейского
Женевский штиль
Война на дороге
ИТОГИ ПРОДАЖ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДИЛЕРОВ РК ЗА ЯНВАРЬ 2012 ГОДА
Авария на СШ ГЭС :три года из жизни людей и машин
«Союз пешеходов» за отмену взыскания ущерба с семей, погибших в ДТП
|