Что же делать? Наш любимый вопрос на все времена!
Наконец, самая нашумевшая поправка, вступающая с 1 декабря 2008г. - это так называемый "европейский протокол" или "упрощенная процедура урегулирования убытков".
Звучит красиво: "при некоторых ДТП, выплату можно получить без оформления его в ГАИ"! Сколько водителей, отстоявших свое в коридорах ГИБДД, радостно рукоплещет! Однако.... Даже если забыть про то, что, не оформив какое бы то ни было ДТП в ГАИ, вы формально становитесь нарушителем Правил дорожного движения, подлежите ответственности по КоАП РФ и рискуете остаться без водительского удостоверения, не так все просто. "Упрощенная процедура" возможна лишь при мелких авариях, когда столкнулись всего две машины, нет потерпевших с вредом здоровью, а ущерб потерпевшего оценивается самими участниками не более чем в 25 тысяч рублей. Кроме того, у водителей не должно быть разногласий в оценке случившегося и соответственно того, кто же является виновником ДТП.
Предположим, в начале все сложилось удачно. Ваш "обидчик" согласен со своей виной, Вы, находясь в шоковом состоянии, посчитали, что 25 тысяч более чем достаточно за разбитый бампер. Заполненное извещение о ДТП лежит у Вас в кармане, и Вы написали заявление о выплате в страховую компанию. Придя в себя, Вы замечаете, что кроме разбитого бампера повреждены лонжероны, помят пол багажника, да и кузову тоже досталось. С учетом того, что у Вас новая иномарка, возникает риск, что и в 120 тысяч Вам не уложиться... Звонок "обидчику" вообще все заводит в тупик. Он, услышав "новости", вдруг "вспоминает", что это Вы его "резко обгоняли" и специально "подставили" ему свой "уже побитый" автомобиль...
В суде, разъясняя Вам права и обязанности, судья обязательно скажет, что "каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается". В описываемом случае пострадавшей стороне отстоять свою правоту будет практически невозможно.
Что же делать? Наш любимый вопрос на все времена!
К сожалению, приходится резюмировать, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих!" Всегда нужно помнить, что обеспечить себе гарантии соблюдения ваших законных прав и интересов можете только Вы сами! Как это сделать в конкретной ситуации? Да очень просто! Не нужно надеяться, что хороший "дядя гаишник" все оформит "как надо", не нужно надеяться, что Вы в состоянии сосчитать причиненный ущерб на месте аварии (один и тот же оценщик может Вам выдать несколько различных сумм...). А Вы оценщик по образованию?
Нужно в обязательном порядке позаботиться о том, чтобы на все непредвиденные случаи запастись "оружием". Таковым же на месте ДТП являются ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. Это в первую очередь грамотная, четкая схема ДТП, с привязками, размерами и подписью второго участника. Если вы решили не оформлять ДТП в ГАИ, то пусть схему подпишут двое свидетелей. Обзорные снимки места происшествия, обоих автомобилей могут в последующем сослужить вам хорошую службу. Конечно, сбор доказательств лучше доверить профессионалам. На сегодняшний день услуги служб аварийных комиссаров доступны каждому водителю. Опять же нужно помнить, что доказательства нужны, прежде всего, ВАМ.
Развивая тему автострахования, обязательно нужно сказать о так называемых страховках "КАСКО". Этот вид имущественного страхования придет Вам на помощь и тогда, когда возникли проблемы с возмещением вреда по ОСАГО, и тогда, когда Вы являетесь виновником ДТП, и тогда, когда виновного нет (скрылся с места происшествия, создал помеху и уехал и др.).
Это не обязательное страхование, а добровольное. К сожалению, автовладельцы, заключая такой договор, в большинстве случаев изначально исходят из стоимости страховки. Нужно же в первую очередь исходить из своих потребностей. Определитесь, от каких рисков Вы хотите застраховать свой автомобиль, обратите внимание на условия страхования.
Все условия страхования прописываются в Правилах страхования, которые при заключении договора вам выдадут на руки. Также следует обратить внимание на Ваше заявление о заключении договора. В нем страховой агент, учитывая Ваши пожелания, отмечает весьма существенные моменты, которые в последующем могут повлиять на производство страховой выплаты.
К примеру, Вы, желая уменьшить стоимость страховки, согласились, что обязательным условием договора является хранение Вашего автомобиля с 23.00 до 6.00 на охраняемой автостоянке. А Вы уверены, что рядом с Вашим домом таковая имеется? Сложность выполнения этого условия заключается в том, что под понятие "охраняемая автостоянка" подходят единицы. Большинство же стоянок, не предлагает услуг "хранителя", они лишь "охраняют". Разница между ними следующая: "хранитель" несет полную материальную ответственность за сохранность переданного на хранение имущества, чем и интересен страховой компании. Обязанности "охранника" сводятся лишь к тому, чтобы сообщить Вам о "неприятностях".
Внимательно отнеситесь к выбору страховой компании, поинтересуйтесь отзывами о ее работе.
Возвращаясь к теме "не регистрации ДТП в ГАИ", имея страховку КАСКО, нужно помнить, что регистрация ДТП в ГАИ является обязательным условием Вашего договора со страховой компанией. Нарушение этого условия повлечет отказ в выплате страхового возмещения.
Автовладельцы, внимательно ознакомившиеся с поправками, могут недоумевать, зачем такие предостережения? Ведь написано же, что "упрощенный порядок оформления ДТП" может быть допустим только в случае, если пострадавшая сторона планирует обратиться за выплатой в порядке закона ОСАГО! Однако, к сожалению, практика показывает, что большинство водителей черпают информацию не из первоисточника, а из средств массовой информации и, как следствие, владеют ею не в полном объеме.
Вполне возможно возникновение ситуаций, когда водители, сознавая возможность избежать посиделок в ГАИ при оформлении ДТП, решат идти по этому пути. В последующем, потерпевший, получив отказ в страховой компании виновника, вспомнит про "свою" страховку КАСКО, но будет поздно.
Исход дела в суде также будет зависеть от качества и количества собранной на месте ДТП информации.
Безусловно данная статья не может являться панацеей на все случаи жизни, однако хочется верить, что приведенные мною аргументы послужат Вам путеводной нитью в лабиринтах автострахования.
С уважением, директор Регионального Центра Помощи Автомобилистам "ЛАД"
Светлана Плюснина
Другие статьи по теме:
Машины какого цвета чаще остальных попадают в аварии
Начальник Бердянского горрайонного отдела ГАИ майор милиции Станислав Сидоренко:
Мошенники ждут не дождутся
Новый Focus
Ремонт автоэлектроники
Обзор зимних шин сезона 2012
Наконец-то, дождались!
Ремонт дороги Лукьяновка - Очуры с ограничением движения начнется в августе в Хакасии
СЛУЧАЙ С НАЕЗДОМ НА КОЛОДЕЦ
СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ — НОВАЯ ТВЕРЬ
|