На днях российская полиция обнаружила склад контрафактных автозапчастей в Ленинском районе Московской области. При обыске склада было обнаружено поддельной продукции на сумму около 54 миллионов рублей.
В Россию поддельные автомобильные запчасти поступали из Китая, где в упаковочном цехе на территории рынка в Московской области их "доводили до ума", то есть, наклеивали голограммы, этикетки с указанием производителей таких, как BOSCH, LUK и ВАЗ, и упаковывали. Позже, упакованный контрафакт, сбывался через сеть дилерских магазинов автозапчастей. Против виновников возбуждено уголовное дело по статье 180 УК РФ "Незаконное использование товарного знака", за которое им грозит до 5 лет лишения свободы.
Проблема подделки автозапчастей в России
К сожалению, это не единичный случай раскрытия подпольной группы по производству и сбыту контрафактных автомобильных запчастей и далеко не самый последний. Проблема подделки автозапчастей в России существует уже давно, и пока борьба с ней не приносит явных результатов. По имеющимся данным, объемы реализации контрафактных автозапчастей не уступают тем же показателям сбыта пиратской аудиопродукции. В зависимости от региона и наименования автомобильных запчастей, объем продаж их поддельной продукции составляет 30-90 процентов. И эта цифра растет год от года.
Ежегодная сумма ущерба правообладателей в среднем составляет порядка 2 миллиардов долларов США. При этом существенную долю в объеме реализации контрафактной продукции составляют автозапчасти к российским автомобилям. Примерно такая же доля приходится на автомобильные запчасти к корейским и японским автомобилям. Наиболее часто подделываемыми деталями являются быстроизнашивающиеся автозапчасти, в частности детали подвески, рулевые тяги и тормозные колодки. В тоже время эти детали являются и наиболее важными для безопасности автомобиля.
При этом поддельные автомобильные запчасти, представленные на внутреннем авторынке в нашей стране, делятся на контрафактную продукцию мировых европейских брендов и отечественных производителей. В первую группу попадают подделки, которые не прошли таможенный контроль и, соответственно, не были учтены. А вторую группу составляют подделки, которые были произведены в Китае и других странах. И если контрафактная продукция первой группы не представляет серьезной угрозы для технического состояния автомобиля, то вторая группа подделок автозапчастей низкого качества может нанести реальный урон не только автомобилю, но и его владельцу.
Причина проблемы кроется в отсутствии в нашей стране соответствующей законодательной базы по пресечению подобной нелегальной деятельности. Так, в российском законодательстве на сегодняшний день нет отдельной главы для привлечения к уголовной ответственности производителей контрафактной продукции, в частности автомобильных запчастей.
Следующей причиной размаха пиратской деятельности по производству поддельных автозапчастей служит тот факт, что сети магазинов и автодилерские центры зачастую сами покупают контрафактную продукцию, заведомо зная об этом, из-за ее низкой цены. Таким образом, страдают не только сами производители автозапчастей, но и автовладельцы, которые подвергают себя риску, приобретая поддельную продукцию.
Борьба с подделками автозапчастей в России
Сотрудники правоохранительных органов сообщают, что собираются взяться за решение проблемы всерьез. Заверения и попытки были и ранее, но видимых результатов они не принесли. На этот раз сотрудники правоохранительных и таможенных органов намерены направить все свои усилия на пресечение ввоза в страну контрафактной продукции от "серых" производителей автомобильных запчастей. По их словам, импорт поддельных автозапчастей стоит на третьем месте после мобильных телефонов и бытовой техники.
На сегодняшний день на внутреннем российском рынке автозапчастей доминируют "серые" импортеры, на долю которых приходится до 70 процентов от общего объема реализации автомобильных деталей к иномаркам и отечественным автомобилям. Эксперты уверены, что долю контрафактной продукции можно снизить до 20-30 процентов, если взяться за это дело серьезно. При этом доля импорта оригинальных автомобильных запчастей на территорию страны может вырасти до 80 процентов.
Для эффективной борьбы с подпольными производителями автомобильных запчастей необходимо не только создать соответствующую законодательную базу, но и усилить таможенные контроль над ввозом автомобильных компонентов и деталей. Необходимо производить тщательный досмотр ввозимой продукции, которая попадает под подозрение.
магазины
Однако производители автозапчастей отчасти винят в увеличивающихся объемах реализации контрафактной продукции самих покупателей. Автовладельцы добровольно приобретают поддельные автомобильные запчасти, прельщаясь их дешевизной. Очень часто поддельные автозапчасти стоят в 2-3 раза дешевле оригинала. Кроме того, контрафактная продукция зачастую появляется на внутреннем рынке страны гораздо раньше своего оригинала.
Автовладельцы же винят в сложившейся ситуации самих производителей, так как последние не торопятся снижать цену на свою продукцию. Они считают, что производителям необходимо перенести часть своего производства в Россию, чтобы внутренний рынок смог насытиться оригинальными автомобильными деталями. Тогда и оригинальные запчасти станут на порядок дешевле в силу больших объемов реализации, и подделки потеряют свою актуальность.
Для того чтобы не попасть при покупке автомобильных деталей на контрафактную продукцию важно обращать внимание на упаковку, фирменную маркировку и голограммы, а также на сами детали. Если на упаковке вы обнаружили незнакомые логотипы или неразборчивый мелкий шрифт о продукции и ее производителе, значит, в руках у вас контрафактный продукт.
Эффективная борьба с поддельными автомобильными запчастями возможно только при согласованных действиях всех трех сторон: государства в лице правоохранительных и таможенных органов, производителей и автовладельцев. Первые должны осуществлять четкий контроль над ввозом автомобильных деталей и пресекать подпольную деятельность подобных производителей. Сами производители должны способствовать росту объемов реализации собственной продукции. А покупатели должны приобретать запчасти только у официальных дилеров